ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НОО муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 на 2024-2025 учебный год Учебный план начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 (далее М А О У С О Ш № 4 ) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Специфика социальных условий ОУ: При формировании учебного плана учитывались следующие принципы: 1. Преемственность. Данный принцип заключается в преемственности программ обучения, набора предметов, количества часов. Учебные предметы, программы имеют своё продолжение в последующем классе. Принцип преемственности соблюдается и при решении кадрового вопроса. 2. Вариативность реализуется за счет части, формируемая участниками образовательных отношений. Позволяет выдержать соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений: Начальное общее образование 80/20. 3. Адаптивность. Выбор программ обучения, уровня их изучения (базовый, повышенный, углубленный) определяется с учетом образовательных потребностей и образовательных возможностей контингента обучающихся. 4. Регионализация. Реализуются содержательные линии – информационная культура, культура здоровья и охраны жизнедеятельности, социально-экономическая, родной язык. 5. Интегративность. Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Учебный план ориентируется на формирование у обучающегося единой картины мира. 6. Гуманизация. Учебный план обеспечивает образование, согласуемое с природой ребенка, его интересами, потребностями, способностями, способствует становлению нравственных основ личности. Учебный план основной образовательной программы начального общего образования фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно- деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный год в МАОУ СОШ №4 начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: • для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков; • 2–4-х классов – не более пяти уроков. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). • Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах- 2 ч. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования выделено: • в 1-х классах – 21 час в неделю; • 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение». 2. «Иностранный язык». 3. «Математика и информатика». 4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». 5. «Основы религиозных культур и светской этики». 6. «Искусство». 7. «Технология». 8. «Физическая культура». В МАОУ СОШ №4 языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); • «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); • «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); • «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули - «Основы светской этики». • Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется: 1. на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: - «Азбука здоровья» – 1 час в неделю (1а,1б, 2б,3а,4а,4б) - Вдумчивое чтение (2а класс) - 1 час в неделю -Азбука финансовой грамотности (3 класс) - 1 час в неделю - курс каллиграфии (2 – 4: группа из нескольких учащихся) – 2 часа - математическая логика (2б,3а) – 1 час в неделю 2. Разговоры о важном, 1-4 й классы (1 час в неделю); 3. Занимательный английский язык (4а,4б) – 1 час в неделю. 4. Моя художественная практика (4а,4б) – 1 час в неделю Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимальнодопустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ №4». Учебный план 1-4-х классов МАОУ СОШ № 4 в 2024-2025 учебном году (недельный) Предметные области Учебные предметы Классы 1аб 2аб 3а 4аб Обязательная часть Русский язык и литературное Русский язык чтение Литературное чтение 5 4 5 4 5 4 5 4 Иностранный язык Иностранный язык (английский) - 2 2 2 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 Искусство Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 20 22 22 23 1 21 21 1 (2а) 1(2б) 23 23 1 23 23 23 23 1 2 (2а) 1(2б) 1 (2б) 3(2а) 3(2б) 1 1 1 3 1 1 1 3 Технология Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5-тидневной учебной неделе Азбука здоровья Вдумчивое чтение Азбука финансовой грамотности Итого Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5тидневной учебной неделе Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном Курс каллиграфии Математическая логика Азбука здоровья Моя художественная практика Итого: 1 1