РП ОРКСЭ 4 кл

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в
исламкой традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего
построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и
календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и
бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской

культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота
(Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в
повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский
дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские
праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской
традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ
РОССИИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их
основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях
мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной
культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни
человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль
гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы
морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
• понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
• формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
• понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
• понимать значение нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества;
• осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой ре­лигии;
• строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников
к религии или к атеизму;
• соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям
народов
России,
терпимость
к
представителям
разного
вероисповедания;
• строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти
на помощь;
• понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорб­ляющих других
людей;
• понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формировать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых
средств и средств информационно-коммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
• овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения,
умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
• ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
• использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение,
вычисление);
• применять логические действия и операции для решения учебных
задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе
изучаемого фактического материала;

признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать
свои
суждения,
приводить
убедительные
доказательства;
• выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Работа с информацией:
• воспроизводить
прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к
гражданской этике;
• использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую,
графическую, видео);
• находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
• анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
• использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и
художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учётом особенностей участников
общения;
• создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
• проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и
эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
• проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
•

российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
• анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
• выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
• проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
• выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
• владеть
умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
• готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному
и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
• выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
• выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
• рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;

•

•
•

•

•

•

•

•
•

•

раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех
как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного
идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной
христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах
(общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной
традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах
поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении
детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту,
предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с
картинами;
излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси),
своими словами объяснять роль православия в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению православного исторического и культурного наследия в
своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и
святые места), оформлению и представлению её результатов;
• приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
• выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Оте­честву, нашей общей Родине
– России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
• называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной
культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
• выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
• выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
• рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми, в общении и деятельности;
• раскрывать основное содержание нравственных категорий в
исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие,
•

•
•

•

•

•
•

•
•

•

•

•

•

ответственность,
справедливость,
честность,
великодушие,
скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение,
стремление к знаниям);
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии,
вере и её основах;
рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни
пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в
исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб),
нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями
ислама;
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам,
Маулид);
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей
к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам;
норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских
семейных ценностей;
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её
смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной
миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
излагать основные исторические сведения о возникновении
исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять
роль ислама в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исламского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы

вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Оте­честву, нашей общей Родине
– России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
• называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной
культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность
умений:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
• выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
• выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
• рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми, в общении и деятельности;
• раскрывать основное содержание нравственных категорий в
буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь,
ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с
неведением,
уверенность
в
себе,
постоянство
перемен,
внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности
человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание
личности как совокупности всех поступков; значение понятий
«правильное воззрение» и «правильное действие»;
• первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;

•

•
•
•
•

•
•
•

•

•

•

•

раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде
(буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе,
сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как
связанной с ценностью человеческой жизни и бытия;
рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле
принятия, восьмеричном пути и карме;
рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах
поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении
детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту,
предкам; буддийских семейных ценностей;
распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её
смысл и значение в буддийской культуре;
рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
излагать основные исторические сведения о возникновении
буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими
словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые
места), оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине
– России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной
культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
• выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
• выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
• рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
• раскрывать основное содержание нравственных категорий в
иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение
заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место
заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека;
объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской
религиозной традиции;
• первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
• раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об
основных принципах иудаизма;
• рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о
Талмуде,
произведениях
выдающихся
деятелей
иудаизма,
богослужениях, молитвах;
• рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах
поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
• рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая
Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
•

раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к
отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам;
иудейских традиционных семейных ценностей;
• распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её
смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
• рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной
миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
• излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на
территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
• первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
• приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
• выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Оте­честву, нашей общей Родине
– России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
• называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной
культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы религиозных культур народов России» должны отражать
сформированность умений:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
•

•

•

•

•

•
•

•

•

•

•

для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в
традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм,
иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми;
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг,
свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии,
исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило
нравственности» в религиозных традициях;
соотносить нравственные формы поведения с нравственными
нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама,
буддизма, иудаизма; об основателях религий;
рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов
России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях
предания и служителях религиозного культа (священники, муллы,
ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2
примера);
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений
(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах
поведения в храмах, общения с верующими;
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных
религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не
менее одного религиозного праздника каждой традиции);
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной
семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о
семейных ценностях в традиционных религиях народов России;
понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях
народов России;

распознавать религиозную символику традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по
одному символу), объяснять своими словами её значение в
религиозной культуре;
• рассказывать о художественной культуре традиционных религий
народов России (православные иконы, исламская каллиграфия,
буддийская танкопись); главных особенностях религиозного
искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура,
изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов,
музыки или звуковой среды);
• излагать основные исторические сведения о роли традиционных
религий в становлении культуры народов России, российского
общества, российской государственности;
• первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия традиционных
религий народов России в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
• приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
• выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине
– России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
• называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
• выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов
России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
• выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
•

•

•

•

•

•

•

•

•

для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных
духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской
светской этики (справедливость, совесть, ответственность,
сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни,
взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в
российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении
нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и
государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета,
приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к
Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита
Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного
наследия и особенностей народов России, российского общества;
уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека;
любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти
народа, общества; российских праздниках (государственные,
народные, религиозные, семейные праздники); российских
государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных

•

•

•

•
•

•
•

•

•

религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в
семье на основе российских традиционных духовных ценностей
(семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для
совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота
родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи
родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских
традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику
своего региона, объяснять её значение; выражать уважение
российской государственности, законов в рос­сийском обществе,
законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности,
предпринимательства
в
России;
выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к
труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской)
этики на примерах образцов нравственности, российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия народов России,
российского общества в своей местности, регионе, оформлению и
представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине
– России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;

•

•

называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской)
этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

Россия — наша Родина

1

2

Этика и её значение в жизни человека.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы

8

3

Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник российской
гражданской этики

1

4

Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек

8

5

Праздники как одна из форм
исторической памяти

2

6

Семейные ценности. Этика семейных
отношений

1

7

Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства

3

8

Что значит быть нравственным в наше
время. Методы нравственного
самосовершенствования

6

9

Этикет

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

10

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п

1

Тема урока
Добрым жить на белом свете веселей

Количество часов
Всего
1

2

Правила общения для всех

1

3

От добрых правил - добрые слова и
поступки

1

4

Каждый интересен

1

5

Премудрости этикета

1

6

Красота этикета

1

7

Простые школьные и домашние правила
этикета

1

8

Чистый ручеёк нашей речи

1

9

В развитии добрых чувств — творение
души

1

10

Природа — волшебные двери к добру и
доверию

1

11

Чувство Родины

1

12

Жизнь протекает с людьми

1

13

Чтобы быть коллективом

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

14

Коллектив начинается с меня

1

15

Мой класс — мои друзья

1

16

Скажи себе сам

1

17

Ежели душевны вы и к этике не глухи

1

18

Жизнь священна

1

19

Человек рождён для добра

1

20

Милосердие — закон жизни

1

21

Жить во благо себе и другим

1

22

Следовать нравственной установке

1

23

Достойно жить среди людей

1

24

Уметь понять и простить

1

25

Простая этика поступков

1

26

Общение и источники преодоления обид

1

27

Ростки нравственного опыта поведения

1

28

Доброте сопутствует терпение

1

29

Действия с приставкой «со» — вместе

1

30

С чего начинается Родина...

1

31

В тебе рождается патриот и гражданин

1

32

Человек — чело века

1

33

Слово, обращённое к себе

1

34

Итоговое творческое сочинение.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».