СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 8 КЛАСС Первоначальные химические понятия Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системах наук. Тела и вещества. Физические свойства. Агрегатное состояние отравления. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы выбора смеси. Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава. Относительная атомная масса. Относительная молекулярно-массовая масса. Массовая доля химических элементов в смеси. Количество вещества. Мол. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и множества структурных единиц вещества. Расчёты по формулам химических соединений. Физические и химические явления. Химические явления и ее признаки. Закон о собрании населения. Химические уравнения. Классификация пищевых продуктов (соединения, разложения, замещения, обмена). Химический эксперимент: исследование и описание физических свойств образцов неорганических заболеваний, наблюдение за физическими явлениями (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и накопление воды) и химическое (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) структуры, наблюдение и описание признаков протекания пищевых волокон (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди ( II ) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди ( II), исследование высокой оценки магнитной смеси: с помощью, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной соли, наблюдение и описание результатов опыта, иллюстрирующего закон сбора массы, создание моделей молекул (шаростержневых). Важнейшие представители неорганических объединений Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение окси. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода. Тепловой эффект, химическая реакция, термохимические уравнения, экзо- и эндотермическая реакция. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, обнаружение парникового эффекта, разрушение озонового слоя. Водород – элемент и простое вещество. Нахождение в природе, физические и химические свойства, применение, получение. Кислоты и соли. Молярный газовый газ. Расчеты по химическим уравнениям. Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость включений в воду. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природной вод. Охрана и очистка природных вод. Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов. Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение оснований. Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислоты. Физические и химические свойства кислоты. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислоты. Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в спектре, получение, сбор, распознавание и определение свойств кислорода, наблюдение обнаружения с кислородом и появление и появление условий горения (пожара), ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств, обнаружение, сбор, обнаружение и выявление признаков (горение), взаимодействие с оксидом меди ( II) (возможность использования видеоматериалов), наблюдение наблюдения за обнаружением 1 моль, исследование особенностей растворения с определением растворимости, приготовление растворов с необходимой долей растворенного вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможность использования видеоматериалов), исследование неорганических соединений различные классы, наблюдение за изменениями окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди ( II ) с раствором серной кислоты, кислотами с металлами, чувствительность нейтрализации, получение нерастворимых оснований, удаление одного металла из растворов соли, решение экспериментальных задач по теме « Важнейшие классы неорганических соединений». Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции Первые источники взрыва химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые являются амфотерными оксидами и гидроксидами. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номера периода и элемента группы. Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по расположению в Периодической системе его Д. И. Менделеева. Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодических явлений и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учёный и гражданин. Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь. Повышенное окисление. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Химический эксперимент: изучение выявления металлов и неметаллов, взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительновосстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения). Межпредметные связи Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классах осуществлялась за счет использования естественно-научных понятий, так и понятий-системных для естественно-научного цикла. Общие естественнонаучные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление. Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, сложный заряд, вещество, тело, объем, агрегатное состояние вещества, газ, физическая величина, единица измерения, космос, планета, звёзды, Солнце. Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера. География: атмосфера, гидросфера, полезные ископаемые, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы. 9 КЛАСС Вещество и химическая наука Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в использовании свойств химических элементов первых простых периодов, калия, калия и их соединений в соответствии с положением элементов в Периодической структуре и строении их атомов. Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток, свойства свойств веществ от типа кристаллической решётки и вида химической связи. Классификация и номенклатура неорганических включений. Химические свойства возникли, стали известным классом неорганических соединений, генетической связью неорганических соединений. Классификация химических реакций по выявлению (по возникновению и составу реакций по выявлению, по тепловому эффекту, по выявлению степени окисления химических элементов, по обратимости, по выявлению катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения. Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратных и необратимых исследованиях. Понятие о гомогенных и гетерогенных явлениях. Понятие о катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и химический состав. Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составляющие окислительно-восстановительные реакции с использованием метода электронного баланса. Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации населения с многочисленными химическими связями. Повышенная социодистрофия. Сильные и важные электролиты. Реакции ионного обмена. Условия протекания испытаний ионного взаимодействия, полные и сокращённые ионные уравнения испытаний. Свойства кислот, оснований и солей в легком представлении об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей. Химический эксперимент: ознакомление с образцами кристаллических решёток неорганических выделений – металлов и неметаллов (графита и дисперсии), комплексное поглощение (хлорида натрия), исследование зависимости скорости химического воздействия от воздействия различных воздействий, исследование электропроводности растворов токсичности, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможность использования видео опыты проведения материалов, иллюстрирующие признаки протекания реакции ионного обмена (образование осадки, выделения газа, образования воды), опыты, иллюстрирующие примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения), распознавание неорганических явлений с помощью обнаружения на ионы, экспериментальных задач. Неметаллы и их соединения Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства соединений – галогенов. Химические свойства хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлорводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие хлора и хлорводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе. Общая характеристика элементов VI А-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства человека – кислород и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства (общие представители класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного быстрого приема серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты, качественная оценка сульфатиона. Нахождение серий и ее соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоемов), предотвращение его предотвращения. Общая характеристика элементов V А-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства, применение. Качественная оценка ионов аммония. Азотная кислота, ее свойства, физические и химические свойства (общие представители класса кислот и специфические свойства). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почва и водоёмы). Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, свойства. Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений. Общая характеристика элементов IV А-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот в природе. Оксиды возникают, их физические и химические свойства, действие на живые организмы, возникают и применяются. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV), вероятно, вызывают глобальное потепление климата, влияние на молодежь. Угольная кислота и ее соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественное явление на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве. Первоначальные понятия о потреблении веществ как о соединениях (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки (бензин), их роль в быту и промышленности. Понятие о биологических веществах: жиры, белки, углеводы – и их роль в жизни человека. Материнское единство управления и неорганических соединений. Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования материалов в повседневной жизни. Химический эксперимент: изучение образцов неорганических образований, свойств соляной кислоты, проведение обнаружения хлорид-ионов и наблюдение признаков их протекания, опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможность использования видеоматериалов), ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов), ознакомление с образцами серы и ее соединениями (возможность использования видеоматериалов), наблюдение за процессом обугливания сахара под действием концентрированной серной кислоты, изучение свойств разбавленной серной кислоты, качественное проведение реакции на сульфат-ион и наблюдение за признаками ее протекания, ознакомлением с присутствием содержания азота, фосфора и их потреблением (возможность использования видеоматериалов), отбор азотных и фосфорных загрязнений, получение, сбор, распознавание и определение свойств аммиака, проведение обнаружения аммония и фосфат-иона и выявление признаков их протекания, взаимодействие концентрации азотной кислоты с медью (возможность использования видеоматериалов), изучение моделей кристаллических решёток выброса, графита, фуллерена, ознакомление с присутствием следов поглощения активированным углем и определением противогаза, получение, сбор, распознавание и определение свойств углекислого газа, проведение обнаружения карбонатов и силикат-ионов и определение признаков их протекания, ознакомление с продукцией силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения». исследование моделей кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена, ознакомление с поглощением растворов активированного угля и определение противогаза, получение, сбор, распознавание и исследование свойств углекислого газа, обнаружение обнаружения карбонатов и силикат-ионов и выявление признаков их протекания, ознакомление с продукцией силикатной промышленности, решением экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения». исследование моделей кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена, ознакомление с поглощением растворов активированного угля и определение противогаза, получение, сбор, распознавание и исследование свойств углекислого газа, обнаружение обнаружения карбонатов и силикат-ионов и выявление признаков их протекания, ознакомление с продукцией силикатной промышленности, решением экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения» ознакомление с продукцией силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения» ознакомление с продукцией силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения». Металлы и их соединения Общая характеристика химических элементов – металлы на основе их положений в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Электрохимический ряд металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие сведения о приеме металлов. Понятие о взаимодействии с металлами, основные действия по защите от столкновения. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и промышленности. Щелочные металлы: положение в Периодической смеси химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства (присутствие натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений. Щелочноземельные металлы магний и кальций: Периодической смеси химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и состава. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и её потребление. Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия. Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их состав, свойства и продукты. Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их доступность, получение информации о металлах (возможность использования видеоматериалов), особенности взаимодействия оксида натрия и натрия с водой (возможность использования видеоматериалов), исследование свойств жесткой воды, процесс горения железа в кислороде (возможность использования видеоматериалов) , признаки протекания наблюдений за ионами: магния, веса, алюминия, цинка, железа ( II ) и железа ( III ), меди ( II ), наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия, калия и калия (возможность использования видеоматериалов), исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения». Химия и окружающая среда Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное потребление вредных веществ в быту. Первая помощь при европейских ожогах и отравлениях. Химическое загрязнение окружающей среды (предельно допустимая концентрация загрязнения, далее – ПДК). Роль химии в экологических проблемах. Химический эксперимент: изучение материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы). Межпредметные связи Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классах осуществлялась за счет использования естественно-научных понятий, так и понятий-системных для естественно-научного цикла. Общие естественнонаучные понятия: научный факт, обоснование, закон, теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы. Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объем, агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое пространство, планета, звёзды, Солнце. Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества. География: атмосфера, гидросфера, полезные ископаемые, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программ общего образования достигаются в ходе обучения химии в едином учебном процессе и воспитательной деятельности в соответствии с требованиями социокультурных и духовно-нравственных качеств, принятыми в обществе и нормами поведения и в соответствии с процессами самопознания, саморазвития и социализации обучающихся. Личные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на ее основе, в том числе в части: 1) патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному наследию, осознанию и научному наследованию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности обладать соответствующей информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об исследованиях мира и общества; 2) постоянное воспитание: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении образовательных, познавательных задач, выполнении будущих экспериментов, развитии научных проектов, стремлении к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, оценки собственного поведения и поступков своих товарищей с позиции моральных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 3) ценности научного познания: мировоззренческим представлениям о явлениях и химических реакциях, широкой высокой степени развития науки и составляющих основу для понимания сути научной картины мира, представлениях об основных ограничениях развития природы, взаимосвязей человека с природной средой, о динамике химии в познании этих местностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химическому анализу, необходимые для выявления чувствительных процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в будущем; 4) формирование культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственного отношения к здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимость определения правил безопасности при возникновении химических заболеваний в быту и реальной жизни; 5) трудового воспитания: интересующемуся практическим профессией и трудолюбием, уважением к труду и результатами трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанным выбором индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способностей к химии, особой заинтересованности и внимательности, успешности профессиональная деятельность и развитие привычных, восприимчивых к профессиональной среде; 6) экологического воспитания: экологическое отношение к природе как источнику жизни на Земле, основанное на её привязанности, понимание ценностей здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к естественному состоянию здоровья и психическому здоровью, и жизнь людей; способности применять знания, известные исследования в области химии, для решения задач, которые встречаются с природными явлениями, для встречающихся в природе экологических проблем, осознания широкого характера, экологических проблем и путей их решения с помощью методов исследования химии, экологического мышления, практика. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В имеющихся метапредметных результатах выявлены значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, факт, система, процесс, эксперимент и др.), о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые предполагают формирование возможности для самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые эффекты действия: часто используют приемы логического мышления при освоении знаний: раскрывают смыслы широкого понимания (выделяют их характерные признаки, проявляют взаимосвязь с другими), используют понятия для объяснения редких фактов и приобретают, обнаруживают и обнаруживают выявление случаев отравления и инфекций, встречающихся причинно- следственные связи между объектами изучение, построение случая рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать и встречать; умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии, с учётом этих моделей представлений выявляют и обнаруживают характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – отравление и токсичность, выявляют общие проявления, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях. Базовые исследовательские действия: умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по правильности выдвигаемых суждений; приобретение опыта по планированию, определение и достижение научных экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщение и изъятие по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе. Работа с информацией: выбирать, анализировать и интерпретировать информацию о различных видах и формах представлений, распространяющуюся из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), оценивать противоречивую и недостоверную информацию; умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и данных, потребляемых для осуществления деятельности и познавательных задач определенного типа, приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных технологий, овладение культурным использованием различных поисковых систем, самостоятельно выбирая оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями; умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, развития сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды. Коммуникативно-универсальные лечебные действия: обычно задавать вопросы (в ходе диалога и (или) обсуждения) по существующей обсуждаемой теме, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; результаты исследования результатов познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств, учебного проекта); учебное сотрудничество со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности по решению проблем на основе учёта крупных интересов и согласований поставок (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация действий, определение решения по оценке качества выполненной работы и других). Регулятивно-универсальные лечебные действия: умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, изучать, контролировать и при необходимости корректировать деятельность, выбирая наиболее целесообразные решения своих образовательных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предлагаемый алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и наблюдениях , оценка полученного результата ожидаемой цели, умение использовать и анализировать контексты, предполагаемые в ожидаемых заданиях. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В содержательных результатах по освоению обязательного содержания, установленного данной федеральной стратегией, выделяются: освоение обучающих навыков научных знаний, опыт и действия, специальные для предметной области «Химия», виды деятельности по получению новых знаний, его усвоение, преобразование и применение в различных областях. новые науки и науки. К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений: раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химических элементов в смеси, молярный состав, оксид, кислота, основа, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции реакции, экзо- и эндотермические реакции, реакции, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе; иллюстрировать взаимосвязь основных международных понятий и применять эти понятия при раскрытии и их превращениях; использовать химическую символику для составления формулы включения и присоединения реакции; определение валентности атомов элементов в бинарных соединениях, степень окисления элементов в бинарных соединениях, выяснение степени тяжести к классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях; раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: кругозорное понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положений в Периодической системе, следует собрание собрания, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закономерности Авогадро; описывать и излагать характер табличной структуры Периодической системы химических элементов: наиболее важные понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Бгруппа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, имеющиеся в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с характерными свойствами атомов химических элементов (состав Менделеева и заряд ядра, общее число электронов и их взаимодействие по атомным слоям); классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по составу и составу частиц в реакции воздействия, по тепловому эффекту); характеризовать (описывать) общие химические свойства свойств различных классов; прогнозировать свойства зависимости от качественного состава, возможности протекания химических зарядов в различных условиях; вычислять относительную молекулярную и молярную массу, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчеты по сравнению химических реакций; применение основной практической мысли деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств строения и структуры, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование (реальный и мыслительный) их веществ по суду и лабораторным исследованиям, а также правилам лечения заболеваний в соответствии с международными стандартами по выполнению лабораторных опытов по получению и сбору газообразных выделений (водорода и кислорода), приготовлению растворов с необходимыми дозами растворенного вещества, планировать и проводить исследования химических веществ. по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие). К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений: раскрывать смысл основных химических понятий: химический атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, воздействие реакции, моль, молярный объем, растворение, электролиты , неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакция ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительновосстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация ПДК вещества; иллюстрировать взаимосвязь основных международных понятий и применять эти понятия при раскрытии и их превращениях; использовать химическую символику для составления формулы включения и присоединения реакции; определение валентности и степени окисления химических элементов в соединениях, выявление степени концентрации химических соединений в неорганических соединениях, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки выбора веществ; раскрывать смысл Периодического закона Д. И. и его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Менструальной формы Периодической структуры химических элементов: преобладать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, имеющиеся в периодической составление атомов с четкими формулировками состава атомов химических элементов (состав и заряд ядер, общее число электронов и их воздействие на атомы), объяснение общих случаев применения в свойствах элементов и их соединений в малых периодах и основных подгруппах с учётом структур их; классифицируют химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по действию и составу частиц в реакции образования, по тепловому эффекту, по степени окисления химических элементов); характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простыми и сложными включениями, появлением описания примерами молекулярных ионных свойств характерных особенностей; вычисление уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей, полных и кратких уравнений реакции ионного взаимодействия, уравнений устойчивости, возможных проявлений генетической связи между возникновением различных классов; раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций прогнозировать свойства воздействия в зависимости от их строения, возможности протекания химических зарядов в различных условиях; вычислять относительную молекулярную и молярную массу, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчеты по сравнению химических реакций; соблюдать правила потребления химических веществ и газовых соединений (аммиака и углекислого газа); проводить реакции, возникающие при качественном составе различных проявлений: распознавать опытным путем хлорид-, бромид-, йодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония ионы и исследовать металлы, присутствующие в водных растворах неорганических включений; применение основной оперативной мысли деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств образования и формулировки, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мыслительный). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № Название разделов и тем п/п программы Раздел 1. Первоначальные химические понятия 1.1 Химия — важная область естественнознания и практической деятельности человека 1,2 Вещества и химические реакции Итого по разделу Раздел 2. Важнейшие представители неорганических объединений 2.1 Воздух. Кислород. Понятие об оксидах 2.2 Водород. Понятие о кислотах и солях 2.3 Вода. Растворы. Понятие об основаниях 2,4 Основные классы неорганических соединений Итого по разделу Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 15 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 20 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 30 Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции 3.1 Периодический закон и 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома 3.2 Химическая связь. 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Окислительновосстановительные реакции Итого по разделу 15 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Резервное время 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 9 КЛАСС № Название разделов и тем п/п программы Количество часов Раздел 1. Вещество и химическая реакция 1.1 Повторение и углубление знаний основных разделов курса 8 класса 1,2 Основные уровни 4 пищевой ценности 1,3 Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах Итого по разделу 8 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 17 Раздел 2. Неметаллы и их соединения 2.1 Общая характеристика 4 химических элементов VIIА-группы. Галогены Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 2.2 Общая характеристика химических элементов VIА-группы. Сера и ее соединения 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 2.3 Общая характеристика химических элементов ВА-группы. Азот, фосфор и их соединения 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 2,4 Общая характеристика химических элементов IVA-группы. Углерод и кремний и их соединения 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 Итого по разделу 25 Раздел 3. Металлы и их соединения 3.1 Общие свойства 4 металлов Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 3.2 Важнейшие металлы и их соединения 16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 Итого по разделу 20 Раздел 4. Химия и окружающая среда 4.1 Вещества и материалы в 3 жизни человека Итого по разделу 3 Резервное время 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a636 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № Тема урока Количество часов п/п Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d210c 1 Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества 2 Понятие о методах познания в химии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d227e 3 Практическая работа № 1 «Правила работы в больнице и приеме больных с лабораторными проблемами» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d23dc 4 Чистые вещества и смеси. Способы выбора смеси 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d26ca 5 Практическая работа № 2 «Разделение смеси (по очистке поваренной соли)» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d28c8 6 7 Атомы и молекулы Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2be8 8 Простые и сложные вещества 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c 9 Атомномолекулярное учение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2d50 10 Закон постоянства состава. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2eae 11 Относительная атомная масса. Относительная молекулярномассовая масса 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d323c 12 Массовая доля химических элементов в смеси 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d350c 13 Количество вещества. Мол. Молярная масса 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5230 № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d37fa 14 Физические и химические явления. Химическое явление 15 Признаки и условия протекания инфекции 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d3a16 16 Закон о собрании населения. Химические уравнения Вычисление количества, массы вещества по уравнению пищевых кислот 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d3b88 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5708 18 Классификация пищевых продуктов (соединения, разложения, замещения, обмена) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d3f34 19 М. В. Ломоносов — учёныйэнциклопедист. Обобщение и систематизация знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d40c4 20 Контрольная работа №1 по теме «Вещества и химические реакции» Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Озон Физические и химические свойства кислорода (реакции окисления, горения). Понятие об оксидах Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Применение кислорода 1 Тепловой эффект химической реакции, выход на термохимическое сравнение, экзо- и 17 21 22 23 24 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4290 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d448e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4614 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d497a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4790 № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего 25 эндотермических явлений Топливо (нефть, уголь и метан). Загрязнение воздуха, его предотвращение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4c4a 26 Практическая работа № 3 по теме «Получение его и сбор кислорода, изучение свойств» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4ae2 27 Водород — элемент и простое вещество. Нахождение в природе Физические и химические свойства почвы. Применение Понятие о кислотах и солях Способы обнаружения в лаборатории Практическая работа № 4 по теме «Получение его и собирание объектов, изучение свойств» Молярный газовый газ. Закон Авогадро 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d50d2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4f42 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d542e 33 Вычисления количества вещества, количества вещества газа по известному количеству вещества или количества вещества 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d55a0 34 Вычисления газовых газов по уравнению реакции на основе газовых отношений 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5708 35 Физические и химические свойства воды 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d587a 36 Состав оснований. Понятие об индикаторах 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d59e2 37 Вода как растворитель. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5b40 28 29 30 31 32 № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего 38 Насыщенные и ненасыщенные растворы. Массовая доля вещества в растворе Практическая работа № 5 по теме «Приготовление растворов с необходимой массой долей растворённого вещества» Контрольная работа №2 по теме «Кислород. Водород. Вода» Оксиды: состав, классификация, номенклатура Получение и химические свойства кислот, основных и амфотерных оксидов 1 42 39 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5eba 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d6342 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d664e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d664e Основания: состав, классификация, номенклатура 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d67ca 43 Получение и химические свойства оснований 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d67ca 44 Кислоты: состав, классификация, номенклатура 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0dfee2 45 Получение и химические свойства кислот 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0dfee2 46 Соли (средние): номенклатура, получение, химические свойства Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9474 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9b7c Генетическая связь между классами 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9a50 40 41 47 48 № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего 49 50 51 52 неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" Первые источники взрыва химических элементов. Понятие о множестве сходных элементов Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9cb2 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9e1a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9ffa 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada52c 53 Периоды, группы, подгруппы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada52c 54 Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada342 55 Строение электронных оболочек атомов элементов Периодической системы Д. И. Менделеева 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada6bc 56 Характеристика химического элемента по расположению в Периодической системе его Д. И. Менделеева Значение Периодического закона для науки и развития. Д. И. Менделеев — учёный, педагог и гражданин Электроотрицательно сть атомов химических элементов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada824 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada96e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adaab8 57 58 № п/п 59 60 Тема урока Ионная химическая связь Ковалентная полярная химическая связь Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adac34 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adaab8 61 Ковалентная неполярная химическая связь 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adaab9 62 Повышенное окисление 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adae28 63 Окислительновосстановительные реакции 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb076 64 Окислители и восстановители Контрольная работа №4 по теме «Строительство атома. Химическая связь» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb076 Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb33c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9cb2 Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d61c6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 65 66 67 68 1 1 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb486 9 КЛАСС № Тема урока п/п Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Закономерности использования свойств химических элементов первых трех периодов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb59e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb6b6 3 Классификация и номенклатура неорганических включений 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb7e2 4 Виды химических связей и типы кристаллических решёток 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adbac6 5 Контрольная работа №1 по теме «Повторение и углубление знаний разделов основных курсов 8 класса» 1 6 Классификация инфекции по выявлению Понятие о скорости химической реакции. Понятие о гомогенных и гетерогенных явлениях 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adbcb0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adbe9a 8 Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и химический состав 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adc28c 9 Окислительновосстановительные реакции 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adcade 10 Теория электролитической диссоциации. Сильные и важные электролиты 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adcd68 11 Ионные уравнения 12 Химические свойства кислот и оснований в легком представлении об электролитической диссоциации 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00add448 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00add5d8 13 Химические свойства солей в свете представлений об 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00add8b2 1 2 7 № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего электролитической диссоциации 14 Понятие о гидролизе солей 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00add9d4 15 Обобщение и систематизация знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00addd12 16 Практическая работа № 1. «Решение экспериментальных задач» 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00addbfa 17 Контрольная работа №2 по теме «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах» 1 18 Общая характеристика галогенов. Химические свойства природы хлора 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00addfe2 19 Хлорводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение 20 Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной кислоты, изучение ее свойств» 21 Вычисления по уравнениям химических соединений, если один из реагентов дан в избытке 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ade104 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ade348 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ade488 22 Общая характеристика элементов ВИА-группы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ade64a 23 Аллотропные модификации серии. Нахождение серий и ее соединений в природе. Химические свойства серы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ade64a 24 Сероводород, строение, физические и химические свойства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ade802 25 Оксиды серы. Серная кислота, физические и химические свойства, применение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adea28 26 Химические реакции, лежащие в основе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adec8a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00addec0 № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего промышленного восстановления серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды 27 Вычисление высокой доли выхода продуктов реакции 28 Общая характеристика элементов ВА-группы. Азот, распространение в природе, физические и химические свойства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adec8a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adeea6 29 Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adf004 30 Практическая работа № 3 по теме «Получение аммиака, изучение его свойств» 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adf180 31 Азотная кислота, ее физические и химические свойства 32 Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adf306 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adf518 33 Фосфор. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, свойства 34 Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений. Загрязнение природной среды фосфатами 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adf68a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adfc20 35 Углерод, распространение в природе, физические и химические свойства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adfd9c 36 Оксиды возникают, их физические и химические свойства. Экологические проблемы, связанные с 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adfebe № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего оксидом катастрофы (IV) 37 Угольная кислота и ее соли 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae006c 38 Практическая работа № 4 по теме "Получение углекислого газа. Качественная оценка карбонат-иона" 39 Первоначальные понятия о потреблении веществ как о соединениях 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae027e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae054e 40 Кремний и его соединения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae080a 41 Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения» 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae0bf2 42 Контрольная работа №3 по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae0e18 43 Общая характеристика химических элементов — металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae103e 44 Химические свойства металлов. Электрохимический ряд металлов 45 Общие сведения о приеме металлов. Сплавы. Вычисления по уравнениям химических соединений, если один из реагентов содержит примеси 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae1156 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae1156 46 Понятие о выбросах металлов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae1278 47 Щелочные металлы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae14b2 48 Оксиды и гидроксиды натрия и калия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae14b2 № п/п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae15e8 50 Важнейшие соединения кальция 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae15e8 51 Обобщение и систематизация знаний 1 52 Жёсткость воды и её потребление 53 Практическая работа № 6 по теме "Жёсткость воды и её методы охвата" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae1886 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae1ae8 54 Алюминий 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae1c64 55 Амфотерные свойства оксида и гидроксида 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae1c64 56 Железо 57 Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III) 58 Обобщение и систематизация знаний 59 Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения» 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae1d86 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae35e6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae3de8 60 Вычисления по уравнениям химических соединений, если один из реагентов дан в избытке или содержит примеси. Вычисления высокой доли выхода реакции продукта 61 Обобщение и систематизация знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae1750 62 Контрольная работа №4 по теме «Важнейшие металлы и их соединения» 1 63 Вещества и материалы в повседневной жизни человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae3f50 64 Химическое загрязнение окружающей среды 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae4270 49 Щелочноземельные металлы – кальций и магний 1 1 № п/п Тема урока 65 Роль химии в экологических проблемах 66 Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний 67 Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний 68 Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae4270 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ae0d0a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb33c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9cb2 68