РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 5-9 классов (вариант 8.1) г. Кушва I.Содержание учебного предмета Чтение (литературное чтение) Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь). Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя; присказка, зачин, диалог, произведение; герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж; стихотворение, рифма, строка, строфа; средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм); элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического работника). Содержание учебного предмета в 5 классе (4 часа в неделю) Примерная тематика Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных. Навыки чтения Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям). Чтение «про себя» с выполнением заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слови выражений, пользование подстрочным словар м. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ уч тных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя. Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц. Литература для внеклассного чтения 1. Русские народные сказки. 2. Сказки народов мира. 3. Б.С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас». 4. Н.Н. Носов «Фантаз ры», «Огурцы», «Вес лая семейка». 5. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо». 6. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая». Содержание учебного предмета в 6 классе (4 ч. в неделю) Примерная тематика Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны. Произведения для внеклассного чтения: М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин»., В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», Сказки Д. Биссета (В книге «Забытый день рождения»), Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы», Л.А. Кассиль «Улица младшего сына», А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Морской черт нок», С. Маршак «Быль – небылица», «Мистер – Твистер», К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот – ворюга», «Прощание с летом». Навыки чтения. Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения. Рекомендуемая литература 1. Русские народные сказки. 2. Сказки народов мира. 3. В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка», «Злодейка». 4. Я. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были». 5. А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды». 6. В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок». 7. А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка». 8. А. П. Гайдар «Тимур и его команда». 9. Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына». 10. В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». 11. С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге». 12. А. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича». 13. Я. Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Лупе». 14. К. К. Олеша «Три толстяка». 15. К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом». 16. Е., А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда». 17. М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом». 18. Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы». 19. Г. А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож». 20. А. Я. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино». Межпредметные связи Математика. Название чисел в пределах 1000. Поиск нужной страницы в учебнике. Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы. Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных. Содержание учебного предмета в 7 классе (4 ч. в неделю) Примерная тематика Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны. Навыки чтения. Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения. Межпредметные связи Математика. Название чисел в пределах 1000. Поиск нужной страницы в учебнике. Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы. Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных. Содержание учебного предмета в 8 классе (4 часа в неделю) Примерная тематика Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова. Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, В. П. Катаева, Б. Н. Полевого, А. А. Суркова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Алексина, Л. И. Ошанина, С. В. Михалкова. Навыки чтения Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам. Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя. Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка. Внеклассное чтение Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя). Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Внеклассное чтение Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения. Межпредметные связи Математика. Название чисел в пределах 1000. Поиск нужной страницы в учебнике. Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы. Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных. Содержание предмета в 9 классе (4 часа в неделю) Примерная тематика Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова. Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, В. П. Катаева, Б. Н. Полевого, А. А. Суркова, Ю. М. Нагибина, А. Г. Алексина, Л. И. Ошанина, С. В. Михалкова. Навыки чтения Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам. Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя. Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка. Внеклассное чтение Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя). Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Межпредметные связи Математика. Название чисел в пределах 1000. Поиск нужной страницы в учебнике. Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы. Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных. II.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Чтение (литературное чтение) Минимальный уровень: правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки); определение темы произведения (под руководством педагогического работника); ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами; участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста; пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника); выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление последовательности событий в произведении; определение главных героев текста; составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагогического работника; нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника; заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений; самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий. Достаточный уровень: правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии; ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное чтение); определение темы художественного произведения; определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника); самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста; формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника); различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием; определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника); пересказ текста по коллективно составленному плану; нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы; знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка Тематическое планирование в 5 классе № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итого Тема урока Устное народное творчество. Сказки. Картины родной природы. Лето. Осень О друзьях-товарищах Басни И. Крылова Спешите делать добро Картины родной природы. Зима. Весна О животных Из прошлого нашего народа Из произведений зарубежных писателей Количество часов 20 16 11 4 14 25 15 15 16 136 Тематическое планирование в 6 классе № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итого Тема урока Моя родина Золотая осень Великая радость - работа Страницы истории Что такое хорошо, что такое плохо Здравствуй, гостья – Зима Весна – красна Рассказы о животных Рассказы, сказки, стихи для детей Количество часов 3 16 8 11 6 39 16 20 17 136 Тематическое планирование в 7 классе № п/п 1 2 3 4 Итого Тема урока Устное народное творчество Из произведений русской литературы 19 века Из произведений русской литературы 20 века Внеклассное чтение. Количество часов 10 41 80 6 136 Тематическое планирование в 8 классе № п/п 1 2 3 Итого Тема урока Устное народное творчество Из произведений русской литературы Внеклассное чтение. Количество часов 15 114 7 136 Тематическое планирование в 9 классе № п/п 1 2 Тема урока Устное народное творчество Из произведений русской литературы 19 века Количество часов 12 48 3 4 5 Итого Из произведений русской литературы 20 века Из произведений зарубежной литературы Внеклассное чтение 44 25 7 136