РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 5-9 классов (вариант 8.1)
г. Кушва
Содержание учебного предмета
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и
мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, , и, ю, я". Согласные глухие
и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости.
Разделительный "ь". Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания
безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование
слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование
сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог.
Разделительный "ъ".
Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие,
предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и
нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание
мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен
существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или
множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение
имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение
существительных по падежам. Правописание падежных окончаний им н существительных
единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени
прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени
прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее).
Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.
Глаголы на -ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных
окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся. Повелительная
форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и
множественного числа. Правописание частицы "не" с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения
единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и
порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение Простые и сложные предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в
конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с
помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора
существительного, синонимической замены).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки
препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь.
Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами "и",
"а", "но". Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений.
Сложные предложения с союзами "что", "чтобы", "потому что", "когда", "который".
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с
деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и
художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ
текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам
наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно
составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением
сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые.
Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
• воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
•
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
•
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
•
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
•
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
•
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
•
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
•
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве природной и социальной частей;
•
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
•
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
•
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
•
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
•
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического
работника;
•
образование слов с новым значением с опорой на образец;
•
представления о грамматических разрядах слов;
•
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
•
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора
текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
•
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный
образец;
•
установление смысловых
педагогического работника;
•
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с
помощью педагогического работника);
•
нахождение в тексте однородных членов предложения;
•
различение предложений, разных по интонации;
•
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью
педагогического работника);
•
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для
раскрытия его темы и основной мысли;
•
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
•
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
•
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
•
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
связей
в
словосочетании
по
образцу,
вопросам
Достаточный уровень:
•
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
•
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
•
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
•
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным
признакам;
•
определение
некоторых
грамматических
признаков
изученных
частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам
педагогического работника;
•
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи
(под руководством педагогического работника);
•
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
•
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным
словам, на предложенную тему;
•
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной
схеме;
•
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием
опорных схем;
•
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
•
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
•
различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели
высказывания;
•
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
•
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с
помощью педагогического работника);
•
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и
основной мысли текста;
•
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
•
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
•
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств (55-60 слов).
Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 5 класс вариант 1
(4 часа)
№
Тема
Количество часов
1
Повторение.
33
2
Состав слова. Текст.
32
3
Части речи. Текст.
50
4
Предложение. Текст.
12
5
Повторение.
9
Итого
136
Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 6 класс вариант 1
(4 часа)
№
Тема
Количество часов
1
Повторение.
20
2
Состав слова. Текст.
31
3
Части речи. Текст.
67
4
Предложение. Текст.
10
5
Повторение.
8
Итого
136
Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 7 класс вариант 1
(4 часа)
№
Тема
Количество часов
1
Повторение.
18
2
Состав слова. Текст.
19
3
Части речи. Текст.
76
4
Предложение. Текст.
14
5
Повторение.
9
Итого
136
Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 8 класс вариант 1
(4 часа)
№
Тема
Количество часов
1
Повторение.
8
2
Состав слова. Текст.
15
3
Части речи. Текст.
91
4
Предложение. Текст.
11
5
Повторение.
11
Итого
136
Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 9 класс вариант 1
(4 часа)
№
Тема
Количество часов
1
Повторение.
5
2
Состав слова. Текст.
13
3
Части речи. Текст.
102
4
Предложение. Текст.
10
5
Повторение.
2
Итого
136