Программа реализации профориентационного минимума 2024-2025

Оглавление
Раздел 1. Пояснительная записка

3 – 4 стр.

Раздел 2. Модель реализации профминимума

5 стр.

Раздел 3. Планируемые результаты

6 стр.

Раздел 4. Направления работы

7 – 8 стр.

Раздел 5. Комплексный план мероприятий по реализации профориентационного
минимума
9 – 10 стр.
Раздел 6. Мониторинг реализации профориентационного минимума

2

11 стр.

Раздел 1. Пояснительная записка

1. Общие положения.
С целью решения задач по развитию экономики и укреплению
технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с
1 сентября 2023 г. внедряет в образовательных организациях, реализующих
основные общеобразовательные программы Единую модель профессиональной
ориентации – профессиональный минимум (далее - профминимум).
Цель: создание системы действенной профориентационной работы с
учащимися, способствующей дальнейшему осознанному выбору собственной
карьеры, формированию профессионального самоопределения в соответствии с
желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и
с учетом социокультурной и экономической ситуации на рынке труда.
Задачи:
1.
развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной
деятельности;
2.
подготовка педагогов, осуществляющих профориентационную деятельность,
с включением актуальных вопросов реализации профориентационного минимума;
3.
создание модели реализации профминимума в МАОУ СОШ №4 с
включением всех образовательных форматов школы;
4.
разработка форм и методов социального партнерства учреждений
профессионального образования и школы по вопросам профессионального
самоопределения молодежи;
5.
формирование единого информационного пространства по профориентации.
2. Основные подходы:
- мотивационно-активизирующий подход: привлечение внимания обучающегося к
теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, проблематизация
темы профессионального будущего, подготовка основы для развития внутренней
мотивации к построению своей индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории с опорой на собственную активность в
исследовании интересующих школьника вопросов. Активное использование
данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального
самоопределения;
- информационно-обучающий подход: помощь обучающемуся в ориентации в мире
современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики,
проработка заблуждений и мифов, связанных как с конкретными
профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального
образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством, что
создает основу карьерной грамотности;
- практико-ориентированный подход: разработка специальных мер, позволяющих
установить обучающемуся связь между получаемыми теоретическими знаниями и
теми текущими и будущими практическими действиями, необходимыми для
освоения выбранной специальности; решение реальных практических кейсов от
работодателей; разработка и реализация собственной индивидуальной

образовательно-профессиональной траектории; участие в профессиональных
пробах и др.;
- диагностико-консультативный подход: направлен на помощь обучающемуся при
выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования
своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний,
интересов и склонностей. Проведение диагностики с использованием специально
разработанных и апробированных современных инструментов, а также
консультирование по вопросам профессионального самоопределения, - являются
важными задачами на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных
возрастных групп, что позволяет не только выявить исходный уровень
сформированности ГПС, но и отследить ее изменения.
3. Принципы реализации Профориентационного минимума:
- системность: использование комплексного подхода, включающего диагностику
профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные
информационные программы. Все подходы реализуются в активизирующем
профессиональное самоопределение формате, некоторые активности предполагают
преимущественно игровой формат для вовлечения максимального количества
обучающихся;
- систематичность: Профориентационный минимум реализуется в течение
нескольких лет, все участники смогут наблюдать динамику своего развития. Работа
разбита на этапы, логически связанные между собой. Обучающийся будет
получать обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех
активностях, которые будут отвечать его особенностям, запросам и уровню ГПС;
- доступность: любой обучающийся по программе общего образования (или его
родитель/законный представитель) сможет воспользоваться профориентационной
помощью. Для лиц с ОВЗ предусмотрены адаптированные методики. Каждый
обратившийся получит обратную связь с рекомендациями;
- межведомственность: создание эффективных технологий работы на основе
единого информационного поля всех причастных к системе профориентации
ведомств (Министерство труда и социальной защиты, Министерство науки и
высшего образования, Министерство просвещения, Министерство экономического
развития, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и
т.д.) и общих скоординированных усилий, исключает возможность
управленческого и содержательного дублирования.

4

Раздел 2. Модель реализации профминимума
Формы работы
Урочная деятельность
ВУД «Россия – мои горизонты»
Взаимодействие с родителями

Основной уровень (40 часов)
4 часа
34 часа
2 часа

5

Раздел 3. Планируемые результаты:
• создана система работы педагогического коллектива по данному
направлению;
• повышен интерес обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии,
мотивация подростков к труду;
• обучающиеся ознакомлены с миром профессий;
• подростки обучены основным принципам построения профессиональной
карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
• оказана адресная психологическая помощь обучающимся в осознанном
выборе будущей профессии.
Личностные результаты обучающихся. Обучающиеся научились:
• соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;
• анализировать информацию о профессиях по общим признакам
профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах
хозяйствования в условиях рынка;
• пользоваться сведениями о путях получения профессионального
образования.
Метапредметные результаты обучающихся:
• развита самостоятельность;
• развитое умение оценить собственные возможности, способствует
овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников
и критически осмысливать социальную информацию;
• освоены способы познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
правового государства.

6

Направление
Организационнометодическая
деятельность

Работа с
педагогами

Работа с
обучающимися

Раздел 4. Направления работы
Вид работы
Сроки
Разработка
Сентябрь 2024г.
нормативной,
методической
документации,
программы,
календарнотематических планов
работы
-Методическая
помощь в подборке
методических
материалов и
диагностического
инструментария
- Обучение на курсах
повышения
квалификации
- Участие в семинарах,
вебинарах и других
мероприятиях по
направлению
профориентационной
работы
- работа в Навигаторе
- Комплекс
профориентационных
услуг в виде
профдиагностических
мероприятий, занятий
и тренингов по
планированию
карьеры
- Консультации по
выбору профиля
обучения
(индивидуальные,
групповые)
- Анкетирование
- Организация и
проведение экскурсий
на предприятия
- встречи с

В течение
учебного года

В течение
учебного года

Ответственные
Заместитель
директора
Л.С.Рукавицина,
отв. за
проф.работу
Т.В.Симонова,
педагог –
навигатор
Ю.С.Конышева
Заместитель
директора
Л.С.Рукавицина

Классные
руководители,
заместитель
директора
Л.С.Рукавицина,
отв.за
профработу
Т.В.Симонова

представителями
организаций
- профессиональные
пробы
Работа с
родителями

- Проведение
в течение
родительских
учебного года
собраний,
(общешкольные,
классные),
тематических занятий
для родителей
- Индивидуальные
беседы педагогов с
родителями
школьников
- Анкетирование
родителей
- Организация участия
родителей (законных
представителей) в
Федеральных,
региональных
родительских
собраниях
- Привлечение
родителей (законных
представителей) к
профориентационным
мероприятиям

8

классные
руководители,
администрация
школы, педагог
- психолог

№ п.п.

Раздел 5. Комплексный план мероприятий по реализации
профориентационного минимума

мероприятия
Сроки реализации
Исполнители
Нормативно – правовое обеспечение профориентационной деятельности
1
Разработка и утверждение
сентябрь
заместитель
приказа о реализации
директора
профориентационного минимума
Л.С.Рукавицина
в МАОУ СОШ №4
2
Подготовка локальных актов,
сентябрь
заместитель
закрепляющих ответственных за
директора
профориентационную работу из
Л.С.Рукавицина
числа администрации и
педагогов
3
Создание рабочей группы по
сентябрь
заместитель
реализации
директора
профориентиационного
Л.С.Рукавицина
минимума
Разработка содержательного наполнения профориентационной работы с обучающимися с
учетом целей и задач профориентационного минимума
1
Реализация федерального
сентябрь 2024 года – заместитель
профориенационного проекта
май 2025 года
директора
«Билет в будущее»: диагностики
Л.С.Рукавицина,
«Мои интересы», «Готовность к
педагог – навигатор
самоопределению», «Мои
Ю.С.Конышева
качества», «Мой профиль», «Мои
способности»
2
«Урок Цифры» (8 уроков и
23.09.24 – 25.05.25.
заместитель
тренажёров)
директора
Л.С.Рукавицина,
классные
руководители, отв.за
профработу
Т.В.Симонова
3
Онлайн – уроки «Проектория»
в течение учебного
отв.за профработу
года
Т.В.Симонова
4
Проведение экскурсий на
по отдельному
отв.за профработу
предприятия
плану в течение
Т.В.Симонова
учебного года
5
Организация проектно –
в течение учебного
классные
исследовательской деятельности года
руководители
6
Профессиональные пробы на
по отдельному
отв.за профработу
базе предприятий – партнёров в
плану в течение
Т.В.Симонова
рамках «Инженерной школы»
учебного года
Методическое сопровождение реализации профориентационного минимума
1
Организация самодиагностики
сентябрь
заместитель
готовности школы к реализации
директора
профориентационного минимума
Л.С.Рукавицина
2
Разработка и проведение уроков
в течение учебного
учителя –
общеобразовательного цикла,
года
предметники
включающих элемент значимости
учебного предмета для
профессиональной деятельности
3
Разработка и проведение уроков
в течение учебного
учитель труда

4

5

1

1

2

3

профориентационной
года
направленности в рамках
учебного предмета «Труд»
Проведение родительских
в течение учебного
собраний по профриентационной года в 5 – 9 классах
тематике, в том числе участие
родителей (законных
представителей) в Федеральных,
региональных родительских
собраниях
Привлечение родителей
в течение учебного
(законных представителей) в
года в 5 – 9 классах
профориентационных
мероприятиях
Кадровое обеспечение работы
Прохождение программ
в течение учебного
повышения квалификации для
года
специалистов, осуществляющих
профориентационную
деятельность, с включением
актуальных вопросов реализации
профориентационного минимума
Информационное сопровождение
Разработка информационных
сентябрь 2024г
разделов «Профминимум» на
сайте школы
Освещение мероприятий по
в течение учебного
реализации
года
профориентационного минимума
в социальной сети «Вконтакте» и
на сайте школы
Работа в Навигаторе
в течение учебного
года

10

Т.В.Симонова
администрация,
классные
руководители

отв.за профработу
Т.В.Симонова

заместитель
директора
Л.С.Рукавицина

отв.за профработу
Т.В.Симонова
отв.за сайт
У.С.Зотеева

педагог
дополнительного
образования
Ю.А.Попов

Раздел 6. Мониторинг реализации профориентационного минимума
Количественные показатели
- Количество педагогов, прошедших
программу повышения квалификации
по профориентационной работе, с
указанием длительности обучения;
- количество обучающихся 5-9
классов, принявших участие в
профпробах от общего количества 5-9
классов;
-количество обучающихся 5-9
классов, принявших участие в
проектной деятельности, от общего
числа обучающихся 5-9 классов
школы.

11

Качественные показатели
- Список партнеров, привлечённых к
работе;
-количество обучающихся 5-9
классов, принявших участие в
каждом мероприятии, от общего
числа обучающихся 5-9 классов;
-количество участников проектов;
-перечень и количество мероприятий
с партнёрами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».