РП курс Читательская грамотность НОО

Содержание курса «Читательская грамотность»
1 класс — 33 часа
1. Русский народные сказки (5 ч.)
Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: обложка, страница, иллюстрация,
заглавие.
2. Мои первые книжки (3ч.)
Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.
Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».
Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.
3. Друзья детства (3ч.)
Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».
Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.
Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений.
4. О наших сверстниках (3ч.)
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.
Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного
стихотворения. Произведения Э.Успенского, Н.Носова.
5. О хороших людях (4ч.)
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»
Чтение и рассматривание книги.
Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение
6. Книги о животных (6ч.)
Слушание, чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.
Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение.
7. Русская литература (4 ч.)
Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех,
которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».
Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение.
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.
8. Зарубежная литература (5ч.)
Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.
Чтение-рассматривание сборника сказок Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, Киплинга. Работа с содержанием.

2 -3класс — 34 часа.
1. Русские народные сказки (5ч.)
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.
2. О Родине (5ч.)
Чтение и рассуждение о прочитанном.
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям,
используя внешние приметы или прежний опыт.
Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую
выставку.
Самостоятельное чтение, литературное слушание.
3. Произведения о животных (5ч.)
Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора.
Отработка связи « писатель - книги – тема»
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.
Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с
интонацией сочувствия, грусти, радости.
Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник
4. Мои первые книжки (7ч.)
Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний.
Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное
чтение произведений.
Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания.
Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования.
Определение особенностей жанра сказок о животных.

Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию.
Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения.
5. Моя книжная полка (8ч.)
Обзор различных изданий одного произведения.
Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке
при усложненном оформлении книг.
Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном
чтении.
Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни.
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.
Устанавливать связь « автор – книга – тема».
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
6. Зарубежная литература (4 ч.)
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.
Умение находить в книгах общие признаки.
Слушание, чтение и рассматривание книги.

4 класс — 34 часа.
1. Юмористические произведения (3ч.)
Особенности произведений юмористического жанра.
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.
Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист».
2. Стихи о природе (2ч.)
Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн.
Устанавливать связь « автор – книга – тема».
3. Рассказы современных писателей (5ч.)
Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.
Слушание, чтение и рассматривание книги.
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ
произведений.
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям,
используя внешние приметы или прежний опыт.
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.
4. Ступеньки мудрости (9ч.)
Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя.
Детальный анализ произведения.
Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения.
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг
особенно интересных сведений из науки и техники.
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге.
5. Зарубежные писатели детям (8ч.)
Слушание, чтение и рассматривание книги.
Анализ произведения.
Умение находить в книгах общие признаки.
Темп чтения, передача настроения голосом.
Анализ произведения по вопросам учителя.
Составление вопросов для оппонентов по прочитанному произведению.
6. Моя книжная полка (8ч.)
Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного
чтения, о чем узнал.
Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра.
Литературное слушание. Анализ произведения.
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.
Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям.

Планируемые результаты
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
 Узнавать и различать русские народные сказки. Коллективно придумывать различные концовки к
известным сказкам.
 Отвечать на вопросы по содержанию текста.
 Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
 Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
 Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками, нахождение в
тексте предложений, соответствующих им.
 Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение
простейших случаев многозначности слов,
 Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие,
действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
 Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
В результате реализации программы учащиеся 2-3 класса должны: знать/понимать

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь

читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать текст;

делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,

оценивать события, героев произведения;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

создавать небольшой устный текст на заданную тему;

приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и
литературные;

различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
 Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь
устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
 Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание
прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от
имени одного из персонажей) пересказа;
 Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
 Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
 Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
 Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
 Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим
лицам произведения;
 Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или
одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его
ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами
оперирует, как и чем завершил свой ответ;
 Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного
кружка «Как хорошо уметь читать» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы
познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образовани

Тематическое планирование

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Итого
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Итого

Название
1 класс
Раздел Русские народные сказки
Раздел Мои первые книжки
Раздел Друзья детства
Раздел О наших сверстниках
Раздел О хороших людях
Раздел Книги о животных
Раздел Русская литература
Раздел Зарубежная литература

Кол-во часов
5
3
3
3
4
6
4
5
33

Название
2-3 класс
Раздел Русские народные сказки
Раздел. О Родине
Раздел. Произведения о животных
Раздел Мои первые книжки
Раздел. Моя книжная полка
Раздел. Зарубежная литература

Название
4 класс
Раздел Юмористические произведения
Раздел Стихи о природе
Раздел Рассказы современных писателей
Раздел Ступеньки мудрости
Раздел Зарубежные писатели детям
Раздел Моя книжная полка

Кол-во часов
5ч
5ч.
5ч.
7ч.
8ч.
4ч.
34
Кол-во часов
3
2
5
9
8
8
34

Поурочное планирование «Читательская грамотность»
1 класс
№

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29-30
31
32
33

Тема
Раздел 1. «Русские народные сказки»
Русская народная сказка «Колобок»
Русская народная сказка «Теремок»
Русская народная сказка «Петушок бобровое зернышк
Русская народная сказка «Три медведя»
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
Раздел 2 Мои первые книжки
С.Маршак «Усатый полосатый»,
К.Чуковский «Бармалей»
К.Чуковский «Доктор Айболит»
Раздел 3 Друзья детства
А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»
Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают»
Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»
Раздел 4 О наших сверстниках
Произведения Н.Носова
Книги Б.Заходера
Произведения Э.Успенского
Раздел 5 О хороших людях
С. Сахарнов «Самый лучший пароход»
Д. Митяев «Богатыри»
В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»
Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине»,
А.Барто «Разлука»
Раздел 6. Книги о животных
Произведения С. Маршака
М. Горький «Воробьишко».
Произведения Ю.Тувима
Произведения С. Михалков
Н.Сладков. Рассказы о природе.
Произведения Е. Чарушина
Раздел 7 Русская литература
Стихи и загадки Е.Серова, Г.Остера
И. Суриков. Стихи. А.Блок «На лугу»
В.Катаев «Цветик – семицветик»
Произведения С. Баруздина
Раздел 8 Зарубежная литература
Ш.Перро «Красная шапочка»
Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
Киплинг «Маугли»
Итого:

Количество
часов
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
5
2
1
1
1
33

№

1
2
3
4
5

Поурочное планирование «Читательская грамотность»
2 -3 класс
Тема
Количество
часов
5ч
Раздел «Русские народные сказки»
Русские народные сказки «Гуси-лебеди»
1
Русские народные сказки «Волк и семеро козлят»
1
Русские народные сказки «Кот и лиса»
1
Русские народные сказки «Лиса и дрозд»
1
Русские народные сказки «Лиса и журавль»
1
5ч.
Раздел. О Родине

1

Стихи о Родине

1

2

Софья Могилевская «Сказка о громком барабане»

1

3

С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

1

4

Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне»

1

5

Стихи и рассказы о войне

1

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6
7
1
2
3

4
5
6
7
8
1
2

Раздел. Произведения о животных
Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка»,
«Мешок яблок»
Рассказы о животных. В.В.Бианки
«Хитрый Лис и умная уточка»
Е.Пермяк «Два рассказа»,» Для чего руки нужны»
Рассказы Е.Чарушина «Кошка Маруська»
Сказки о животных В. Сутеев «Палочка – выручалочка»,
«Мешок яблок»
Раздел Мои первые книжки
Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра»
Е.Пермяк «Пичугин мост»
Киселев «Мальчик Огонек»
Панькин «Легенда о матерях»
А.Барто «Было у бабушки 40 внучат»
Сказки В.И.Даля «Лучший певчий», «Зайчик»
К.И.Чуковский «Загадки»
Раздел. Моя книжная полка
М. Пришвин «Листопадничек» и др
Э.Мошковская «Сказка про Ъ и Ь», «Не надо больше
ссориться»
Е.Благинина «Чудесные часы»,
Стихи о ёлке и волшебстве
«Я ещё не волшебник, я только учусь».
Б.Заходер «Товарищам детям» и др
Басни дедушки Крылова «Бочка», «Белка»
Г.Снегирёв «Про пингвинов»
Н.Павлова « Живая бусина»
Н.Носов «Огурцы»
Раздел. Зарубежная литература
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

5ч.
1
1
1
1
1
7ч.
1
1
1
1
1
1
1
8ч.
1
1
1

1
1
1
1
1
4ч.
1
1

3
4
Итого

№

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20 -21
22-23
24-25
26-27
28
29
30
31
32
33
34

Андерсен Г.Х «Пастушка и трубочист»
Андерсен Г.Х. «Пастушка и трубочист»

1
1
34

Поурочное планирование «Читательская грамотность»
4 класс
Тема
Количество
часов
3
Раздел 1 Юмористические произведения
М.Зощенко. Рассказы
1
1
Б.С. Житков. Рассказы
Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка»,
1
«Юный натуралист» и др.
2
Раздел 2 Стихи о природе
В.Жуковский, А.Фет. Стихи.
1
Ф.Тютчев, С.Дрожжин.Стихи.
1
5
Раздел 3 Рассказы современных писателей
Рассказы В.Драгунского
1
Рассказы В.Драгунского
1
Е.Велтисов «Мальчик из чемодана»
1
В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
1
Рассказы В. Осеевой
1
9
Раздел 4 Ступеньки мудрости
Л.Толстой « Как волки учат своих детей»
1
К.Паустовский «Барсучий нос»
1
Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»
1
Е.Чарушин «Кот Епифан»
1
В.Голявкин «Тетрадки под дождем»
1
В. Голявкин «Крути снежные вертя»
1
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик
1
П.П. Бажов «Уральские сказы»
1
С. В. Михалков «Как старик корову продавал».
1
8
Раздел 5 Зарубежные писатели - детям
Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
2
2
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
2
Г.Х. Андерсен.Сказки.
А. Линдгрен «Три толстяка»
2
7
Раздел 6. Моя книжная полка
Мое любимое произведение
1
А. Рыбаков «Кортик»
1
А. Рыбаков «Бронзовая птица»
1
В.А. Осеева «Динка»
1
1
Работа над содержанием текста
1
Характеристика героев произведения
1
Защита проекта « Мой читательский дневник»
34
Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».