Содержание курса «Читательская грамотность» 1 класс — 33 часа 1. Русский народные сказки (5 ч.) Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: обложка, страница, иллюстрация, заглавие. 2. Мои первые книжки (3ч.) Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин». Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. 3. Друзья детства (3ч.) Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки». Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. 4. О наших сверстниках (3ч.) Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения. Произведения Э.Успенского, Н.Носова. 5. О хороших людях (4ч.) Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина» Чтение и рассматривание книги. Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение 6. Книги о животных (6ч.) Слушание, чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям. Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение. 7. Русская литература (4 ч.) Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма». Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение. 8. Зарубежная литература (5ч.) Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание. Чтение-рассматривание сборника сказок Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, Киплинга. Работа с содержанием. 2 -3класс — 34 часа. 1. Русские народные сказки (5ч.) Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. 2. О Родине (5ч.) Чтение и рассуждение о прочитанном. Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт. Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Самостоятельное чтение, литературное слушание. 3. Произведения о животных (5ч.) Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Отработка связи « писатель - книги – тема» Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник 4. Мои первые книжки (7ч.) Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Определение особенностей жанра сказок о животных. Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. 5. Моя книжная полка (8ч.) Обзор различных изданий одного произведения. Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни. Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Устанавливать связь « автор – книга – тема». Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. 6. Зарубежная литература (4 ч.) Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Умение находить в книгах общие признаки. Слушание, чтение и рассматривание книги. 4 класс — 34 часа. 1. Юмористические произведения (3ч.) Особенности произведений юмористического жанра. Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист». 2. Стихи о природе (2ч.) Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн. Устанавливать связь « автор – книга – тема». 3. Рассказы современных писателей (5ч.) Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. Слушание, чтение и рассматривание книги. Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт. Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. 4. Ступеньки мудрости (9ч.) Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя. Детальный анализ произведения. Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. 5. Зарубежные писатели детям (8ч.) Слушание, чтение и рассматривание книги. Анализ произведения. Умение находить в книгах общие признаки. Темп чтения, передача настроения голосом. Анализ произведения по вопросам учителя. Составление вопросов для оппонентов по прочитанному произведению. 6. Моя книжная полка (8ч.) Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Литературное слушание. Анализ произведения. Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. Планируемые результаты В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь: Узнавать и различать русские народные сказки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану. Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом. Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку. В результате реализации программы учащиеся 2-3 класса должны: знать/понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками). В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны: Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образовани Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого № п/п 1 2 3 4 5 6 Итого № п/п 1 2 3 4 5 6 Итого Название 1 класс Раздел Русские народные сказки Раздел Мои первые книжки Раздел Друзья детства Раздел О наших сверстниках Раздел О хороших людях Раздел Книги о животных Раздел Русская литература Раздел Зарубежная литература Кол-во часов 5 3 3 3 4 6 4 5 33 Название 2-3 класс Раздел Русские народные сказки Раздел. О Родине Раздел. Произведения о животных Раздел Мои первые книжки Раздел. Моя книжная полка Раздел. Зарубежная литература Название 4 класс Раздел Юмористические произведения Раздел Стихи о природе Раздел Рассказы современных писателей Раздел Ступеньки мудрости Раздел Зарубежные писатели детям Раздел Моя книжная полка Кол-во часов 5ч 5ч. 5ч. 7ч. 8ч. 4ч. 34 Кол-во часов 3 2 5 9 8 8 34 Поурочное планирование «Читательская грамотность» 1 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29-30 31 32 33 Тема Раздел 1. «Русские народные сказки» Русская народная сказка «Колобок» Русская народная сказка «Теремок» Русская народная сказка «Петушок бобровое зернышк Русская народная сказка «Три медведя» Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Раздел 2 Мои первые книжки С.Маршак «Усатый полосатый», К.Чуковский «Бармалей» К.Чуковский «Доктор Айболит» Раздел 3 Друзья детства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки» Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают» Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» Раздел 4 О наших сверстниках Произведения Н.Носова Книги Б.Заходера Произведения Э.Успенского Раздел 5 О хороших людях С. Сахарнов «Самый лучший пароход» Д. Митяев «Богатыри» В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», А.Барто «Разлука» Раздел 6. Книги о животных Произведения С. Маршака М. Горький «Воробьишко». Произведения Ю.Тувима Произведения С. Михалков Н.Сладков. Рассказы о природе. Произведения Е. Чарушина Раздел 7 Русская литература Стихи и загадки Е.Серова, Г.Остера И. Суриков. Стихи. А.Блок «На лугу» В.Катаев «Цветик – семицветик» Произведения С. Баруздина Раздел 8 Зарубежная литература Ш.Перро «Красная шапочка» Ш. Перро «Мальчик с пальчик» Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» Киплинг «Маугли» Итого: Количество часов 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 2 1 1 1 33 № 1 2 3 4 5 Поурочное планирование «Читательская грамотность» 2 -3 класс Тема Количество часов 5ч Раздел «Русские народные сказки» Русские народные сказки «Гуси-лебеди» 1 Русские народные сказки «Волк и семеро козлят» 1 Русские народные сказки «Кот и лиса» 1 Русские народные сказки «Лиса и дрозд» 1 Русские народные сказки «Лиса и журавль» 1 5ч. Раздел. О Родине 1 Стихи о Родине 1 2 Софья Могилевская «Сказка о громком барабане» 1 3 С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» 1 4 Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне» 1 5 Стихи и рассказы о войне 1 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 Раздел. Произведения о животных Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок» Рассказы о животных. В.В.Бианки «Хитрый Лис и умная уточка» Е.Пермяк «Два рассказа»,» Для чего руки нужны» Рассказы Е.Чарушина «Кошка Маруська» Сказки о животных В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок» Раздел Мои первые книжки Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра» Е.Пермяк «Пичугин мост» Киселев «Мальчик Огонек» Панькин «Легенда о матерях» А.Барто «Было у бабушки 40 внучат» Сказки В.И.Даля «Лучший певчий», «Зайчик» К.И.Чуковский «Загадки» Раздел. Моя книжная полка М. Пришвин «Листопадничек» и др Э.Мошковская «Сказка про Ъ и Ь», «Не надо больше ссориться» Е.Благинина «Чудесные часы», Стихи о ёлке и волшебстве «Я ещё не волшебник, я только учусь». Б.Заходер «Товарищам детям» и др Басни дедушки Крылова «Бочка», «Белка» Г.Снегирёв «Про пингвинов» Н.Павлова « Живая бусина» Н.Носов «Огурцы» Раздел. Зарубежная литература Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса» Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» 5ч. 1 1 1 1 1 7ч. 1 1 1 1 1 1 1 8ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 4ч. 1 1 3 4 Итого № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 -21 22-23 24-25 26-27 28 29 30 31 32 33 34 Андерсен Г.Х «Пастушка и трубочист» Андерсен Г.Х. «Пастушка и трубочист» 1 1 34 Поурочное планирование «Читательская грамотность» 4 класс Тема Количество часов 3 Раздел 1 Юмористические произведения М.Зощенко. Рассказы 1 1 Б.С. Житков. Рассказы Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», 1 «Юный натуралист» и др. 2 Раздел 2 Стихи о природе В.Жуковский, А.Фет. Стихи. 1 Ф.Тютчев, С.Дрожжин.Стихи. 1 5 Раздел 3 Рассказы современных писателей Рассказы В.Драгунского 1 Рассказы В.Драгунского 1 Е.Велтисов «Мальчик из чемодана» 1 В. Медведев «Баранкин, будь человеком» 1 Рассказы В. Осеевой 1 9 Раздел 4 Ступеньки мудрости Л.Толстой « Как волки учат своих детей» 1 К.Паустовский «Барсучий нос» 1 Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой» 1 Е.Чарушин «Кот Епифан» 1 В.Голявкин «Тетрадки под дождем» 1 В. Голявкин «Крути снежные вертя» 1 Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик 1 П.П. Бажов «Уральские сказы» 1 С. В. Михалков «Как старик корову продавал». 1 8 Раздел 5 Зарубежные писатели - детям Ж. Верн «Дети капитана Гранта» 2 2 Марк Твен «Приключения Тома Сойера» 2 Г.Х. Андерсен.Сказки. А. Линдгрен «Три толстяка» 2 7 Раздел 6. Моя книжная полка Мое любимое произведение 1 А. Рыбаков «Кортик» 1 А. Рыбаков «Бронзовая птица» 1 В.А. Осеева «Динка» 1 1 Работа над содержанием текста 1 Характеристика героев произведения 1 Защита проекта « Мой читательский дневник» 34 Итого: