. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Музыка» для обучающихся 1-5 (вариант 8.1) г. Кушва Содержание учебного предмета В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Восприятие музыки Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: - овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; - развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; - развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; - развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия); - развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; - развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); - ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); - знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др. Хоровое пение. Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: - обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; - работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одно- временного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); - пение коротких попевок на одном дыхании; - формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; - развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); - активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; - развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; - развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; - дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; - развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; - формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); - развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; - развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; - пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); - укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2. - получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты Содержание: - ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); - ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая piano); - развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): - элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторовклассиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс Содержание: - обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник;металлофон; ложки и др.); - обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; - обучение игре на фортепиано. Планируемые результаты Минимальный уровень: - определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника); - выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; - правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; - правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1; - различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; - различение песни, танца, марша; - передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); - определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); - владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: - самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); - представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка); - представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); - пение хором с выполнением требований художественного исполнения; - ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; - исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; - различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; - владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. Тематическое планирование 1 класс № п/п Название Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вводный урок «Домашние животные» Обобщение по теме: «Домашние животные» «Урожай собирай» Обобщение по теме: «Урожай собирай» «К нам гости пришли» Обобщение по теме: «К нам гости пришли» «Новогодний хоровод» Обобщение по теме: «Новогодний хоровод» Контрольно-обобщающий урок 1 6 1 7 1 6 1 7 1 1 11 12 13 «Защитники Отечества» «Девочек наших мы поздравляем» Обобщение по темам: «Защитники Отечества»; «Девочек наших мы поздравляем» «Дружба крепкая» Обобщение по теме: «Дружба крепкая» «Трудимся с охотой» Обобщение по теме: «Трудимся с охотой» «Вот оно какое наше лето» Обобщение по теме: «Вот оно какое наше лето» Контрольно-обобщающий урок Итого 3 5 1 14 15 16 17 18 19 20 7 1 7 1 7 1 1 66 2 класс № п/п 1 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 Название Раздел 1. Вводный урок «Здравствуй, музыка!» Раздел 2. Урожай собирай Пение: На горе-то калина. Русская народная песня Слушание: А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка» Пение: Каравай. Русская народная песня Слушание: Рамиресс. Жаворонок Пение: Огородная - хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой Слушание: И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067 Пение: Неприятность эту мы пережив м. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта Музыкально-дидактические игры Обобщение по теме: «Урожай собирай» Раздел 3. Новогодний хоровод Пение: Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского Пение: Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Слушание: Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева Пение: Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Ледн ва Слушание: Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина Слушание: Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина Музыкально-дидактические игры Обобщение по теме: «Новогодний хоровод» Хоровое пение: контроль исполнительского умения. Контроль музыкальной грамоты Раздел 4. Защитники Отечества Слушание: П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» Пение: Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской Слушание: С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк» Раздел 5. Маме песню мы споем Пение: Мы поздравляем маму. Музыка В. Сорокина, слова Р. Красильщиковой Пение: Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова Слушание музыки: К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных» Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Музыкально-дидактические игры Обобщение по темам: «Защитники Отечества»; «Маме песню мы спо м» Раздел 6. Дружба крепкая Слушание музыки: Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского Пение: Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Слушание: Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского Обобщение по теме: «Дружба крепкая» Раздел 7. Вот оно какое, наше лето! Пение: Бабушкин козлик. Русская народная песня Музыкально-дидактические игры Кол-во часов 1 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 3 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 8 1 2 3 4 5 6 7 Итого Слушание музыки: Л. Боккерини. Менуэт. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Пение: Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта Слушание музыки: И. С. Бах. Аллегро (из Концерта для органа № 2 ляминор) Слушание музыки: Волшебный цветок. Из мультфильма «Ш лковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковског Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Пение: На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта Музыкально-дидактические игры Обобщение по теме: «Вот оно какое, наше лето» Хоровое пение: контроль исполнительского умения. Контроль музыкальной грамоты. 1 1 1 1 1 1 34 3 класс № п/п Название Кол-во часов Раздел 1. Вводный урок 1 1 «Здравствуй, музыка!» 1 Раздел 2. Урожай собирай. 8 1 2 Пение: «Вес лые путешественники». муз.- М. Старокадомский, сл. С.Михалкова. Слушание: Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен». 2 Пение: «Песенка крокодила Гены». Из м\ф «Чебурашка». Муз.- В. 2 Шаинского,сл.- А. Тимофеевского. Слушание: Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида». 3 2 Пение: «Первоклашка». Из к\ф «Утро без отметок». Муз.-В. Шаинского, сл.Ю. Энтина. Слушание: В. Моцарт. Аллегро. из «Маленькой ночной серенады», к. 525. 4 Пение: «Дружба школьных лет» муз.-М. Парцхаладзе, сл.-М. Пляцковского. 2 Музыкально-дидактические игры Раздел 3. Новогодний хоровод 8 1 2 Пение: «Снежная песенка». Муз.- Д. Львова-Компанейцева, сл.- С. Богомазова.Обработка И. Иорданского Слушание: П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». Пение: «Почему медведь зимой спит?» муз.-Л. Книппера, сл.-А. 2 2 Коваленкова. Слушание: Е. Крылатов. Крылатые качели. Из к\ф «Приключения Электроника». 3 Игра на музыкальных инструментах детского оркестра 2 Пение: «Новогодний хоровод». Муз.- А. Филиппенко, сл.- Г. Бойко. Слушание: Ф. Шуберт. Музыкалбный момент. Соч. 94,№3. 4 Обобщение по теме: «Новогодний хоровод» 1 5 Хоровое пение: контроль исполнительского умения. Контроль музыкальной 1 грамоты Раздел 4. Защитники Отечества 2 1 Пение: «Стой кто идет?» муз.-В. Соловьева-Седого, сл.-С. Погореловского. 1 Слушание: «Чему учат в школе» м.- В. Шаинского, с.-М. Пляцковского. 2 1 Пение: «Бескозырка белая». Муз.-В. Шаинского, сл.- З. Александровой. Слушание: «Прекрасное далеко» из к\ф «Гостья из будущего» м.Е.Крылатова, с.-Ю. Энтина. Раздел 5. Маме песню мы споем 4 2 Пение: «Праздничный вальс». Муз.-А. Филиппенко, сл.- Т. Волгиной. 2 Слушание: «Наш край» м.-Д. Кабалевского, с.-А. Пришельца. 4 Игра на музыкальных инструментах детского оркестра 1 Музыкально-дидактические игры 5 Обобщение по темам: «Защитники Отечества»; «Маме песню мы спо м» 1 Раздел 6. Дружба крепкая 8 1 Пение: «Песня Чебурашки». Муз.-В Шаинского, сл.- Э. Успенского. 2 Слушание музыки: «Мир похож на цветной луг» из м\ф «Однажды утром» м.-В. Шаинского, с.-М. Пляцковского. 2 Пение: «Пойте вместе с нами». Муз.и сл.- А. Пряжникова. 2 Слушание: «Буратино». Из т\ф «Приключения Буратино».м.-А. Рыбникова, с.-Ю. Энтина. 3 Музыкально-дидактические игры 1 Игра на музыкальных инструментах детского оркестра 4 Пение: «Голубой вагон». Из м\ф «Старуха Шапокляк». Муз.- В. Шаиского, 2 сл.-Э. Успенского. Слушание: «Кабы не было зимы». Из м\ф «Зима в Простоквашино».м.Е.Крылатова, с.-Ю.Энтина. 5 Обобщение по теме: «Дружба крепкая» 1 Раздел 7. Вот оно какое, наше лето! 3 1 Пение: «Чунга-Чанга». Из м\ф «Катерок» муз.-В. Шаиского, сл.-Ю.Энтина. 1 Музыкально-дидактические игры 2 Слушание музыки: «Облака». М.-В. Шаинского, с.-С. Козлова. 1 Игра на музыкальных инструментах детского оркестра 6 Обобщение по теме: «Вот оно какое, наше лето» 1 7 Хоровое пение: контроль исполнительского умения. Контроль музыкальной 1 грамоты. Итого 34 4 класс № п/п Название Кол-во часов 1 Вводный урок Пение Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова ил. Кондрашенко Пение Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой Пение Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева Пение Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского Слушание музыки Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко» Пение Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца Слушание музыки В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР» Пение Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского Пение Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова ю. Яковлева Пение Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова Пение Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина Пение Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского Слушание музыки Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». Монте. Чардаш Слушание музыки К. Брейбург - В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад» Пение Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского Пение Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова Слушание музыки Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Пение Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л.Ошанина Пение Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой Слушание музыки В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331 Пение Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова Слушание музыки Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» Пение Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого Слушание музыки М .. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан И Людмила» Пение Во кузнице. Русская народная песня Слушание музыки Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева Пение Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Слушание музыки П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома» Пение Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового Слушание музыки Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера Пение Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня Слушание музыки Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе Слушание музыки Дважды два - четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского Пение Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды угром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского Итого 1 1 1 1 1 1 1 34 5 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26.. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Название Русская народная музыка Русский фольклор Связь музыки с литературой «Пусть герои сказок дарят нам тепло» «Песни героев книг» В мире героев А.С.Пушкина Стихи для песен «Угадай мелодию» «Песенный марафон» Влияние музыки В.А.Моцарта на литературу Влияние музыки И.С.Баха на литературу Мир вокруг музыки Либретто- сюжет для оперы Либретто- сюжет для балета Образ зимы в музыке и в стихах Песни на праздниках Угадай мелодию В мире музыки и живописи Образ зимы в музыке и живописи «Тема природы в песнях» Природа в музыке П.И.Чайковского Музыка весны Чайковского Тема природы в творчестве Э.Грига. Любимые песни о Родине «Рисуем музыку» Угадай мелодию Разновидности ансамблей Квартет Играем в ансамбле Вокальный ансамбль Вокально- инструментальный ансамбль Ансамбль народных инструментов В мире музыки В вальсе закружат песни Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34