РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» для обучающихся 1-5 классов (вариант 8.1) г. Кушва Содержание учебного предмета Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Программой предусматриваются следующие виды работы: - рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. - лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; - выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; - проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Подготовительный период обучения Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки: - отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; - размазывание по картону; - скатывание, раскатывание, сплющивание; - примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию: - складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости ли- ста; - совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; - расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях; - составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги: - приемы работы ножницами; - раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от, посередине; - приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина. - приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): - рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу). - рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); - рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу); - штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); - рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы работы красками: - приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; - приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; - приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: - правила обведения шаблонов; - обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр. Обучение композиционной деятельности Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.). Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. Обучение восприятию произведений искусства Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). Планируемые результаты Минимальный уровень: - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; - пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; - знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; - знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; - организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; - владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); - рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; - применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; - ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; - узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: - знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); - знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); - знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; - знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; - знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; - знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); - знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; - следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; - оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; - рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; - различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; - различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства; - различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Тематическое планирование 1 класс № Название п/п Осень золотая наступает. Осенний листопад. 1 Аппликация. Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование. 2 Цвета осени. Кол-во часов 1 1 3 Фрукты, овощи разного цвета. Рисование. 1 4 Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование 1 5 Линия. Точка. Пятно. Рисование 1 6 Изображаем лист сирени. Рисование 1 7 Лепим лист сирени 1 8 Лепим. Матрешка 1 9 Рисуем куклу-неваляшку 1 10 Деревянный дом в деревне. Лепка 1 11 Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация. 1 12 Аппликация «Рыбки в аквариуме». 1 13 Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. 1 14 Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Лепка. 1 15 Новогодняя лка. Флажки на веревке для елки. Рисование. 1 16 Новогодняя лка. Флажки на веревке для елки. Аппликация. 1 17 Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека 1 18 Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй 1 19 Рассматривание картин художников. 1 20 Пирамидка. Рыбка. Аппликация 1 21 Ваза с цветами. Аппликация 1 22 Колобок. Нарисуй картинку 1 23 Дома в городе. Аппликация 1 24 Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка 1 25 Многоэтажный дом. Аппликация 1 26 Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ. 1 27 Весна. Почки на деревьях. Рисование. 1 28 Рассматривание картин художников. 1 29 1 30 Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование 31 Аппликация. Узор в полосе. 1 32 Весна. Праздник. Хоровод. Аппликация 1 33 Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование. 1 1 2 класс № Название п/п Блок 1. Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и лепка 1 Рисунок. Съедобные грибы 2 Лепка. Корзина с разными съедобными грибами 3 Беседа о художниках и их картинах 4 Блок 2. Что нужно знать о цвете и изображении картины Фон темный, светлый. Рисунок зайца 5 Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева 6 Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона. 7 Небо Главные и составные цвета. Рисунок. Туча 8 Рисунок. «Фрукты на столе» 9 Блок 3. Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении 10 Рисование фигуры человека по шаблону 11 Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека 12 Рисунок «Мама в новом платье» Блок 4. Наступила красавица зима. Зимние игры 13 Лепка. Снеговик. Рисунок «Снеговики во дворе» 14 Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок. 15 Рисунок. Петрушка 16 Аппликация «Хоровод» Блок 5. Любимые домашние животные. Какие они? 17 Разные породы собак. Лепка «Собака» 18 Рисунок «Собака» 19 Разные породы кошек. Лепка «Кошка» 20 Рисунок «Кошка» 21 Аппликация «Мишка» Блок 6. Дымковская игрушка. Кто и как ее делает? 22 Дымковская игрушка. Лепим барыню Блок 7. Птицы в природе в изображении, в лепке и аппликации 23 Рисунок «Птичка - зарянка» 24 Аппликация «Скворечник на березе» Блок 8. Формы разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай 25 Аппликация «Ваза» 26 Рисунок «Ваза» Блок 9. Красивые разные цветы 27 Поговорим о цветах. Цветы в работах известных художников 28 Рисунок «Подснежник» 29 Аппликация «Подснежник» 30 Рисунок « Ваза с цветами» Кол-во часов 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 Аппликация «Ваза с цветами» Рисунок «Кактус» Блок 10. Праздники 1 и 9 мая. Открытки к праздникам весны 33 Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику» 34 Рисунок по описанию «В парке весной» 31 32 1 1 2 1 1 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Название Наблюдение сезонных явлений в природе с целью последующего изображения. Беседа на заданную тему Лето. Осень. Дует сильный ветер. Лепка. Рисование Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. Рисование Бабочка. Бабочка и цветы. Рисование. Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки Разные способы изображения бабочек (из пластилиновых шариков, из кусочков цветной бумаги). Аппликация. Работа с бумагой и клеем Одежда ярких и нежных цветов. Рисование Рисование акварельной краской, начиная с цветового пятна Рисование акварельной краской кистью по сырой бумаге (небо, радуга, листья, цветок) Чего не хватает? Человек стоит, идет, бежит. Рисование, дорисовывание. Зимние игры детей. Лепка из пластилина Рисование выполненной лепки Дети лепят снеговика. Рисунок Деревья зимой в лесу. Рисование Рисование угольком. Зима Лошадка из Каргополя. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова. Рисунок Натюрморт: кружка, яблоко, груша Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке Элементы косовской росписи. Рисование Сосуды: ваза, тарелка. Рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью Украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование Сказочная птица. Рисование Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка Встречай птиц - вешай скворечник! Лепка, рисунок Закладка для книги. Рисование Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда» демонстрация образцов посуды с орнаментом. рисование элементов узора Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Украшение изображений посуды узором. Аппликация Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц. Рисование Беседа на тему «Городецкая роспись». Элементы городецкой росписи. Рисование Кухонная доска. Рисование. Украшение силуэта доски городецкой росписью Иллюстрация в книге. Беседа «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Сказка «Колобок» Эпизод из сказки «Колобок». Нарисуй колобка на окне Помечтаем о лете. Летом за грибами! Лепка. Рисование 4 класс № Название п/п Рисование с натуры предметов цилиндрической фор мы, 1 расположенных ниже уровня зрения (кружка). Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. 2 Рисование с натуры листа дерева 3 Рисование с натуры ветки рябины. 4 Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной 5 формы). Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной 6 формы). Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором 7 наличников и ставен). Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. 8 Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). Рисование с натуры игрушки – автобуса. 9 10 Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). 11 Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. 12 Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика) 13 Рисование на тему «Моя любимая игрушка». 14 Рисование на тему «Городской транспорт». 15 Рисование на тему «Зимние забавы детей» 16 Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народ. промысла. 17 Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник). 18 Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран). 19 Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов). 20 Рисование с натуры раскладной пирамидки. 21 Декоративное рисование панно «Снежинки». 22 Декоративное рисование открытки к 8 Марта. 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Рисование на тему: «День защитника Отечества». Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон). Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело». (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»). Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные) Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек Рисование на тему «Здравствуй, лето!» Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). 5 класс № Название п/п Тематическое рисование «Воспоминание о лете» 1 Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых 2 линий Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) 3 элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Рисование симметричного узора по образцу (шаблону) 4 Самостоятельное составление в полосе узора из растительных 5 элементов (чередование по форме и цвету). Рисование мятой бумагой. «Ваза с цветами» 6 Рисование геометрического орнамента в круге (построение четыpex 7 овалов – лепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону). Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из 8 стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см). Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза 9 керамическая). 10 Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). 11 Рисование несложного натюрморта из овощей 12 Беседа об изобразительном искусстве. Декоративно – прикладное 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 искусство» Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм Рисование с натуры предмета шаровидной формы Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы Рисование с натуры. Игрушка Беседа «Декоративно – прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура) Декоративное рисование. Посуда Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы «Крутой спуск», «Дорожные работы» Тематическое рисование «Осень в лесу» Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов) Видеоэкскурсия. «Выразительные средства живописи» Беседа на тему «Народное декоративно – прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.) Иллюстрирование отрывка литературного произведения Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7x30 см). Рисование с натуры предметов комбинированной формы Рисование с натуры «Ветка рябины» Тематическое рисование «Новогодняя открытка» Декоративное рисование. Елочная игрушка Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером10x30 см). Герои сказок. Рисование по памяти Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). Рисование на тему «Лес зимой» Беседы об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» Рисование с натуры фигуры человека Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дом и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.) Видеоурок «Декоративно-прикладное искусство России» Рисование с натуры предметов комбинированной формы Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Декоративное рисование. Составление узора для вазы Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Рисование с натуры объемных предметов 2 Декоративное рисование. Узор для ковра Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители» Видеоэкскурсия «Школа графики» Каллиграфия как изобразительное средство Декоративное рисование плаката «8 Марта» Тематическое рисование. 8 Марта. Открытка для мамы Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка) Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками) Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник) Декоративное рисование, заполнение предложенной формы графическими элементами (дудлинг) Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выборы учителя с учетом возможностей учащихся) Тематическое рисование «Любимый литературный герой» Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Рисование эмблемы Тематическое рисование «Весенний пейзаж» 1 1 Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко – фашистских захватчиков (А. Пластов «Фашист пролетел»; С. Герасимов «Мать партизана»; А. Дейнека «Оборона Севастополя») Рисование плаката «Нет войне» Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал) Декоративная роспись Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана) Итоговая выставка-презентация работ учащихся 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1