РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся 1-4 классов (вариант 1) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: — полисенсорности восприятия объектов; — практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; — накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.; — закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; — постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Минимальный уровень: представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения илинаблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие собъектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объемепрограммы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сезонные изменения Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений). Сезонные изменения в неживой природе Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.) Неживая природа Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. Живая природа Растения Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. Грибы Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использованиечеловеком. Животные Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования(сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе). Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п. Человек Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо:глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом. Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. Безопасное поведение Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травмеи своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, вприроде. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скоройпомощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правиланахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 1 класс Название раздела Неживая природа Земля и солнце Значение солнца Солнце и жизнь растений День и ночь Небо дн м и ночью Сутки Занятия людей в теченпе суток Режим дня Сезонные изменения в живой и неживой природе Осень Признаки осени Занятия и одежда осенью Погода. Календарь природы Зима Признаки зимы Занятия и одежда зимой Погода. Календарь природы Весна Признаки весны Занятия и одежда весной Погода. Календарь природы Лето Признаки лета Занятия и одежда летом Живая природа Растения Растения Строение и сходство растений Различия растений Разнообразие цветов Семена Плоды растений Приспособление растений к сезонным изменениям Уход за растениями Приспособления растений к условиям жизни Растения (обобщающий урок) Животные Животные Строение и сходство Различие животных Дет ныши животных Домашние животные Дикие животные Приспособления животных к различным условиям обитания Приспособление животных к временам года Человек Человек Части тела человека Гигиенические навыки Количество часов 8 1 1 1 1 1 1 1 1 18 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 11 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 11 1 1 2 1 2 1 1 1 18 1 2 1 45 46 47 48 49 50 51 52 Итого Лицо человека Глаза Уши Нос Рот Кожа Осанка Скелет и мышцы человека 2 класс № п/п 1 2 3 1 2 2 2 2 2 1 2 66 Название раздела Сезонные изменения в природе 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Влияние солнца на смену врем н года Сутки. Долгота дня зимой и летом Занятия семьи в течение суток. Телефоны эксренных служб. Звонок по телефону Осень Растения и животные осенью Занятия людей осенью. Правила поведения на улице Зима Растения и животные зимой Занятия людей зимой Весна Растения и животные весной Занятия людей весной Лето Растения и животные летом Занятия людей летом. Профилактика укусов насекомых 16 17 18 Вода. Вода в природе Вода горячая и холодная. Температура воды Значения воды. Правила обращения с горячей водой (в кране, чайнике) 19 20 Части растений. Жизнь растений Растения: влаголюбивые и засухоустойчивые. Светолюбивые и тенелюбивые растения Комнатные растения. Уход за комнатными растениями Овощи. Огород. Овощи в питании человека Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека Уход за растениями сада и огорода. Привила безопасного использования садового инструмента 21 22 23 24 Количество часов 30 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Неживая природа 6 Живая природа 12 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Животные 10 Человек 10 25 26 27 28 29 Дикие и домашние животные Кошка и рысь. Породы кошек Собака и волк. Породы собак Правила поведения при контакте с домашними животными Рыбы 30 31 32 33 34 Тело человека Органы пищеварения Питание человека Правила питания Профилактика отравлений 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Итого № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Итого 68 3 класс Название раздела Сезонные изменения в природе Времена года. Осень. Осенние месяцы. Календарь Растения и животные осенью Занятия людей осенью. Изучаем правила дорожного движения Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы Растения зимой. Животные зимой Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках) Весна. Признаки весны. Весенние месацы Растения и животные весной. Насекомые Признаки лета. Летние месяцы Растения и животные летом Занятия людей весной и летом Неживая природа Солнце в разные времена года. Восход и заход Солнца. Сон – лучшая профилактика усталости Календарь Воздух. Значение воздуха. Термометр Ветер. Направление ветра. Поведение во время урагана Живая природа Растения Сравнение растений Части растений: корни, стебли Части растений: листья, цветы Растения сада Лес. Растения леса. Травы. Плоды и семена. Лесные ягоды Грибы. Съедобные и ядовитые. Профилактика отравлений. Правила поведения в лесу Животные Животные. Охрана животного мира Дикие и домашние животные Сравнение животных: свиньи и кабан, кролик и заяц ( по выбору). Правила ухода за домашними животными Птицы. Строение птиц Перел тные, зимующие птицы Человек Человек. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний Кровь Сердце Пульс. Поведение во время болезни. Вызов врача из поликлиники Окружающая среда и здоровье человека Питание человека Количество часов 22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 14 4 2 2 2 2 2 68 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Итого 4 класс Название раздела Сезонные изменения в живой и неживой природе. Влияние солнца на смену врем н года. Признаки осени Растения и животные осенью Признаки зимы Растения и животные зимой Труд людей зимой Растения и животные весной Труд людей весной Растения и животные летом Труд людей летом Неживая природа Почта. Состав почвы Обработка почвы. Правила обращения с садовым инстументом Песок и глина Рельеф. Горы, холмы,равнины, овраги Живая природа Растения Растения. Огород Лес. Ориентировка в лесу Сад. Растения культурные и дикорастущие Лекарственные растения. Красная книга Растения полей. Поле в разное время года Парки Животные Домашние животные: лошадь, корова Свинья, овца. Правила ухода за домашними животными Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы Дикие и домашние птицы Насекомые. Пчела. Насекомые вредители Человек Человек. Мозг человека Профилактика травм головного мозга Режим дня. Часы Профилактика переутомления Загрязнение воздуха, воды, почвы Заповедники. Зоопарк (по выбору) Безопасное поведение Правила поведения в быту, в школе ПДД. Дорога. Пешеходный переход Транспорт. Мы - пассажиры Количество часов 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 8 4 2 2 68