РП корр.курса Логопедия 1-9 скк вар 1,2

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса «Логопедические занятия»
для обучающихся 1-9 классов (вариант 8.1, 8.2)

г. Кушва

1

I. Содержание коррекционного курса
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация
звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых
высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие
коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
II. Планируемые результаты
Программа «Логопедические занятия» составлена для обучающихся 1-9 классов,
обучающихся по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными задачами логопедической работы является:
-корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное
звукопроизношение;
-развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;
-развивать понимание речи;
-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;
-учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по
грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм;
-развивать диалогическую и монологическую речь.
-формировать правильный навык письма, чтения;
-развивать письменную речь как форму общения;
-способствовать усвоению языка как средства общения.
-учить соотносить условия задачи с их требованиями;
-формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей
действительности;
-формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях,
представления о количестве, пространстве;
-учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины;
-учить сравнению предметов по определенным признакам;
-учить классифицировать, обобщать предметы;
-развивать динамический и кинестетический праксис;
-развивать зрительный, слуховой контроль.
-способствовать предупреждению негативизма, эмоционального дискомфорта,
тревоги;
-развивать словесную регуляцию поведения.

2

III. Тематическое планирование
1 дополнительный класс, 1 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Тема

Количество
часов

Предварительный этап
Обследование устной речи обучающихся (входная, итоговая
диагностика).
Упражнения на развитие ручной моторики
Упражнения на развитие ритма
Упражнения на развитие дыхания
Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса
Упражнения на развитие артикуляционной моторики
Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания
Уточнение артикуляции сохранных звуков
(при нарушении произношения – постановка и автоматизация)
Звук А
Звук У
Звук Ы
Звук О
Звук И
Звук Э
Губной согласный П
Губной согласный Б
Губной согласный М
Развитие связной речи
Упражнения на развитие фонематического слуха
Упражнения на развитие фонематического восприятия
Повторение пройденного материала
Переднеязычные согласные. Звук Т
Переднеязычные согласные. Звук Д
Переднеязычные согласные. Звук Н
Губно-зубные согласные. Звук В
Губно-зубные согласные. Звук Ф
Коррекция произношения свистящих звуков
Постановка и автоматизация. Дифференциация звуков С-СЬ
Постановка и автоматизация. Дифференциация звуков З-ЗЬ
Постановка и автоматизация. Дифференциация звуков С-Ц
Повторение пройденного материала
Коррекция произношения шипящих звуков
Постановка и автоматизация звука Ш
Постановка и автоматизация звука Ж
Постановка и автоматизация звука Ч
Постановка и автоматизация звука Щ
Игра в лото
Повторение пройденного материала
Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ
Коррекция произношения сонорных звуков
Коррекция звукопроизношения звука Л
Звук ЛЬ
3

8
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
2
1
1
1
1
1
2
4
1
1

39
40
41
42
43
44
45

Различение звуков Л-ЛЬ
Звук Р
Звук Рь
Различение звуков Р-РЬ
Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ.
Постановка и автоматизация звука Й
Дифференциация звуков ЛЬ-Й
Коррекция произношения заднеязычных звуков
46 Постановка и автоматизация звука К
47 Постановка и автоматизация звука КЬ
48 Постановка и автоматизация звука Г
49 Постановка и автоматизация звука Гь
50 Постановка и автоматизация звука Х
51 Постановка и автоматизация звука Хь
52 Итоговое логопедическое занятие
Итого

1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
66

2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема

Количество
часов

Предварительный этап
Обследование устной речи обучающихся (входная, итоговая
диагностика).
Повторение изученного в 1 классе
Коррекция произношения и автоматизация отдельных звуков
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Звуковой анализ односложных слов
Звуковой анализ двусложных слов
Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.
Дифференциация звонких-глухих парных согласных
Дифференциация Б – П изолированно, в слогах, словах
Дифференциация Г – К изолированно, в слогах, словах
Дифференциация Д – Т изолированно, в слогах, словах
Дифференциация Ж – Ш изолированно, в слогах, словах
Дифференциация З – С изолированно, в слогах, словах
Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные»
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными
Дифференциация тв рдых и мягких согласных перед гласными И –
Ы в слогах, словах
Дифференциация тв рдых и мягких согласных перед гласными А –
Я в слогах, словах
Дифференциация тв рдых и мягких согласных перед гласными У –
Ю в слогах, словах
Дифференциация тв рдых и мягких согласных перед гласными О –
Ё в слогах, словах
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах,
словах
Обозначение мягкости согласных при помощи «Ь» в словах
4

8
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2

20

Итоговое занятие по теме «Тв рдые и мягкие согласные»
Развитие фонематического анализа и синтеза
21 Звукобуквенный анализ слов (односложные).
22 Звукобуквенный анализ слов (2 и более сложных слов)
23 Слоговой состав слова. Понятие «слог»
24 Слоговой состав односложных слов
25 Слоговой состав двусложных слов
26 Слоговой состав тр хсложных слов
27 Обобщающее занятие по теме «Слоговой состав слов»
Дифференциация сонорных, свистящих и шипящих согласных
26 Дифференциация согласных Р – Л в слогах, словах
27 Дифференциация С – Ш в слогах, словах
28 Дифференциация З – Ж в слогах, словах
29 Дифференциация С – Щ в слогах, словах
30 Дифференциация С – Ц в слогах, словах
31 Дифференциация Ч – Ц в слогах, словах
32 Дифференциация Ч – Щ в слогах, словах
33 Дифференциация Ш – Щ в слогах, словах
Коррекция произношения шипящих звуков
30 Постановка и автоматизация звука Ш
31 Постановка и автоматизация звука Ж
32 Постановка и автоматизация звука Ч
33 Постановка и автоматизация звука Щ
34 Игра в лото
35 Повторение пройденного материала
36 Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ
Обогащение лексико-грамматического строя речи
37 Различение одушевл нных и неодушевл нных предметов
38 Слова,2 обозначающие 1 и много предметов
39 Времена года. Месяцы. Год
40 Неделя. Дни недели. Сутки.
41 Итоговое занятие
Итого

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
4
2
2
2
2
2
68

3 класс
№
1
2
3
4
8
9
10

Тема
Предварительный этап
Обследование устной речи обучающихся (входная, итоговая
диагностика).
Повторение изученного в 1,2 классах
Звуки и буквы
Гласные и согласные звуки и буквы
Твердые и мягкие согласные
Дифференциация звонких и глухих парных согласных
Звук и буква Вв слогах, словах, предложениях
Звук и буква Фф в слогах, словах, предложениях
Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях
5

Количество
часов
8
2
4
4
1
1
1

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Звук и буква Бб в слогах, словах, предложениях
1
Звук и буква Пп в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация Б – П в слогах,
1
словах, предложениях
Звук и буква Дд в слогах, словах,
1
предложениях
Звук и буква Тт в слогах, словах,
1
предложениях
Дифференциация Д – Т в слогах,
1
словах, предложениях
Звук и буква Зз слогах, словах,
1
предложениях
Звук и буква Сс в слогах, словах,
1
предложениях
Дифференциация З – С в слогах, словах, предложениях
1
Звук и буква Гг в слогах, словах, предложениях
1
Звук и буква Кк в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация Г – К в слогах, словах, предложениях.
1
Звук и буква Жж в слогах, словах, предложениях
1
Звук и буква Шш в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация Ж – Ш в слогах, словах, предложениях
1
Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные»
1
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
Дифференциация С – Ш в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация З – Ж в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация С’ – Щ в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация С – Ц в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация Ч – Т’ в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация Ч – Щ в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация Ц – Ч в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация Ш – Щ в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация Ц- Т в слогах, словах, предложениях
1
Итоговое занятие по теме
1
Слова, обозначающие предметы, признаки и действие предметов
Слова-предметы
1
Обобщающие слова
2
Слова-признаки. Овощи.
1
Подбор слов – признаков к предметам
1
Подбор слов – признаков к предметам. Животные
1
Слова-действия. Транспорт.
2
Устранение дисграфии и дислексии
Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях
2
Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях.
2
Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях.
2
Обозначение мягкости согласных с помощью «ь» в конце и
2
середине слова
Разделительный мягкий знак перед гласными е, , ю, я, и.
2
Чтение
1
Письмо
1
Итоговое занятие
1
6

Итого

68
4 класс

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Тема

Количество
часов

Предварительный этап
Обследование устной речи обучающихся (входная, итоговая
8
диагностика).
Повторение изученного во 2,3 классах
Развитие анализа структуры предложения
2
Развитие слогового анализа и синтеза
2
Развитие фонематического анализа и синтеза
2
Гласные и согласные звуки и буквы
2
Дифференциация тв рдых и мягких согласных
2
Дифференциация звонких и глухих согласных
2
Обозначение мягкости согласных на письме
2
Составление слов из данных слогов.
2
Чтение
1
Письмо
1
Повторение пройденного материала
2
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
Звук и буква Л
1
Звук и буква ЛЬ
1
Дифференциация Л-ЛЬ
1
Звук и буква Р
1
Звук и буква РЬ
1
Дифференциация Р-РЬ
1
Дифференциация Л-Р в слогах, словах, предложениях
1
Чтение
1
Письмо
1
Звук и буква К
1
Звук и буква Х
1
Дифференциация К-Х в слогах, словах, предложениях.
1
Дифференциация букв Ш-Щ в слогах, словах, предложениях
1
Чтение
1
Письмо
1
Дифференциация букв З-Ж в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация букв Ц-Ч в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация О-У в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация букв Ё-Ю в слогах, словах, предложениях
1
Итоговое занятие
1
Устранение дисграфии и дислексии
Дифференциация П-Т в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация Б-Д в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация О-А в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация гласных первого и второго ряда
1
Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях
1
Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях.
1
7

39
40

Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях.
Обозначение мягкости согласных с помощью «ь» в конце и
середине слова
41 Разделительный мягкий знак перед гласными е, , ю, я, и.
42 Ударение в слове. Схемы слоговой структуры слов
43 Безударные гласные
44 Чтение
45 Письмо
46 Итоговое занятие
Итого

1
1
1
1
1
2
2
1
68

5 класс
№

Тема

Количество
часов

Предварительный этап
1
Обследование устной речи обучающихся (входная, итоговая
8
диагностика).
Повторение изученного во 2 – 4 классах
2
Дифференциация фонем.
1
3
Развитие языкового анализа и синтеза
1
4
Развитие восприятия предметов по контуру.
1
5
Формирование фонематического восприятия
1
6
Развитие фонематического слуха
1
7
Устранение оптической дислексии и дисграфии
2
8
Узнавание предметов в условиях зашумления.
1
9
Развитие фонематического восприятия
1
10 Устранение семантической дислексии
2
11 Составление слов из данных слогов.
1
12 Чтение. Повторение пройденного материала
2
13 Письмо. Повторение пройденного материала
2
Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств
языка
14 Слова, отв. на вопрос кто? что? обозначающие предмет. Понятие
1
имени существительного
15 Образование слов при помощи суффиксов и адекватного их
1
употребления
16 Слова, отв. на вопрос какой? Обозначающие признаки предметов.
1
Понятие имени прилагательного
16 Образование слов при помощи суффиксов и адекватного их
1
употребления
17 Чтение
1
18 Письмо
1
19 Слова, отв. на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающие
1
действие предмета
20 Дифференциация глаголов противоположных по значению
1
21 Образование слов при помощи приставки В
1
22 Образование слов при помощи приставки ВЫ
1
23 Образование слов при помощи приставки НА
1
24 Образование слов при помощи приставки НАД
1
8

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Образование слов при помощи приставки ПОД
Образование слов при помощи приставки ЗА
Образование слов при помощи приставки ПРИ
Образование слов при помощи приставки ПЕРЕ
Образование слов при помощи приставки У
Образование слов при помощи приставки ПО
Образование слов при помощи приставки ДО
Образование слов при помощи приставки ОТ
Понятие родственных слов. Корень слов
Образование родственных слов.
Морфемный анализ и синтез слов различной структуры
Обобщающее занятие
Устранение дисграфии и дислексии
37 Дифференциация гласных первого и второго ряда
38 Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях
39 Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях.
40 Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях.
41 Обозначение мягкости согласных с помощью «ь» в конце и
середине слова
42 Разделительный мягкий знак перед гласными е, , ю, я, и.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
4
4
68

6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема
Предварительный этап
Обследование устной речи обучающихся (входная, итоговая
диагностика).
Повторение изученного во 2 – 5 классах
Развитие языкового анализа и синтеза
Устранение дисграфии и дислексии
Слово. Образование слов при помощи приставок
Образование слов при помощи суффиксов
Корень слова. Родственные слова
Чтение
Письмо
Овладение навыком подбора многозначных слов
Антонимы, способы их употребления
Синонимы, способы их употребления
Понятие о предлогах и способы их использования,
дифференциация предлогов и приставок
Предлог В
Предлог НА
Предлог ПОД
Чтение
Письмо
Предлог ИЗ-ПОД
Предлог С
Предлог ИЗ
9

Количество
часов
8
1
4
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
43

Предлог ЗА
Предлог ИЗ-ЗА
Предлог ПЕРЕД
Предлог МЕЖДУ
Предлог ВОЗЛЕ
Предлог ОКОЛО
Предлог К
Предлог ОТ
Предлог ПО
Обобщающее занятие
Предлог и приставка
Дифференциация предлогов и приставок
Правописание разделительного Ъ после приставок.
Итоговое занятие
Чтение
Письмо
Коррекционная работа на лексическом уровне.
Восполнение лексических средств языка
44 Понятие словосочетаний
45 Понятие предложения
46 Согласование слов в числе
47 Согласование слов в роде
48 Словосочетания, образованные по способу управления Р.п.
49 Словосочетания, образованные по способу управления Д.п.
50 Словосочетания, образованные по способу управления В.п.
51 Словосочетания, образованные по способу управления Т.п.
52 Словосочетания, образованные по способу управления П.п.
53 Закрепление падежных форм
54 Совершенствование связной речи
55 Итоговое занятие
56 Чтение
57 Письмо
58 Фронтальное и индивидуальное
обследование
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

7 класс
№
1
2
3
4
5
6

Тема
Предварительный этап
Обследование устной речи обучающихся (входная, итоговая
диагностика).
Повторение изученного во 2 – 6 классах
Предлоги
Предложение
Развитие слогового анализа и синтеза
Слоги
Безударные гласные в корне
Согласные звуки.
10

Количество
часов
8
4
4
1
1
1

7
8
9
10

Гласные и согласные в приставках
Приставка и предлог
Чтение
Письмо
Углублённая коррекционная работа на лексическом уровне
11 Слова, обозначающие предметы. Имя существительное.
12 Неодушевл нные и одушевл нные предметы
13 Собственные и нарицательные имена существительные
14 Изменение им н существительных по падежам
15 Слова, обозначающие признак предметов. Имя прилагательное
16 Изменение им н прилагательных по родам
17 Изменение им н прилагательных по числам
18 Письмо
19 Чтение
20 Падежные окончания имен прилагательных
21 Склонение им н прилагательных в ед. числе
22 Склонение имен прилагательных во мн. числе
23 Итоговое занятие по темам «Имя существительное», «Имя
прилагательное»
24 Слова, обозначающие действие предмета. Глагол.
25 Изменение глагола по временам.
26 Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам.
27 Письмо
28 Чтение
29 Не с глаголами.
30 Изменение глагола по лицам.
31 Итоговое занятие
32 Предложение
33 Однородные члены предложения
34 Сложное предложение
35 Обращение
36 Итоговое занятие
Итого

1
1
1
2
2
2
1
2
1
1
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1
68

8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Предварительный этап
Обследование устной речи обучающихся (входная, итоговая
диагностика).
Повторение изученного во 2 – 7 классах
Предлоги
Предложение
Речь. Предложение. Слово.
Вводное занятие. Правила речи.
Речь. Предложение и его признаки.
Дифференциация понятий "предложение"-"слово"
Связь слов в предложении
11

Количество
часов
6
3
3
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13
14

Восстановление "рассыпанных" предложений.
Виды предложений по цели высказывания.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Членение сплошного текста на предложения.
Звуки и буквы
15 Алфавит.
16 Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Сопоставление
мягкого знака и разделительного мягкого знака в словах.
17 Употребление предлогов в предложении.
18 Правописание звонких и глухих согласных.
Состав слова
19 Состав слова. Корень. Однокоренные слова.
20 Правописание безударных гласных в корне.
21 Образование слов имеющих несколько корней.
22 Окончание. Роль окончания в предложении.
23 Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнения в
словообразовании.
24 Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнения в
словообразовании.
25 Приставка и предлог. Овладение способами различия приставок и
предлогов
26 Разделительный ъ знак после приставок.
27 Сопоставление разделительного мягкого знака и разделительного
тв рдого знака.
28 Правописание приставок.
29 Образование слов при помощи разных частей слова.
Части речи.
30 Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании
частей
речи в предложениях, тексте.
31 Распознавание частей речи и членов предложения.
32 Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении.
33 Имена существительные собственные и нарицательные.
34 Одушевл нные и неодушевл нные имена существительные.
35 Изменение им н существительных по числам.
36 Род им н существительных. Родовые окончания им н
существительных.
37 Упражнение в определении рода им н существительных
Итого

1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68

9 класс
№
1

Тема
Предварительный этап
Обследование устной речи обучающихся (входная, итоговая
диагностика).
12

Количество
часов
6

2
3

Предлоги
Предложение

Повторение изученного во 2 – 8 классах

Речь. Предложение. Слово.
4
Вводное занятие. Правила речи.
5
Предложение. Признаки предложения
6
Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации
7
Главные и второстепенные члены предложения
8
Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении
с помощью вопросов
9
Словосочетание. Образование словосочетаний
10 Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ
11 Членение сплошного текста на предложения
12 Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания
при однородных членах
13 Простое и сложное предложения
14 Упражнение в различении простого и сложного предложения
15 Бессоюзное сложное предложение.
Схемы предложений
16 Сложное предложение с союзами и, а, но.
Звуки и буквы
15 Алфавит.
16 Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление
17 Употребление предлогов в предложении.
18 Правописание слов с глухими и звонкими согласными.
Состав слова
19 Состав слова. Корень. Однокоренные слова.
20 Правописание безударных гласных в корне слова.
21 Упражнение в образовании слов имеющих несколько корней
22 Роль окончания в предложении
23 Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку
24 Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в
словообразовании
25 Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнение в
словообразовании
26 Овладение способами различия приставок и предлогов
27 Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок
Части речи.
28 Имя существительное. Части речи.
29 Имя существительное. Значение им н существительных в речи,
предложении
30 Собственные и нарицательные имена существительные
31 Одушевл нные и неодушевл нные имена существительные
32 Число им н существительных.
33 Род имени существительного. Дифференциация существительных
разного рода
Итого

13

3
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».